18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Галереи: отчаяние и безудержный креатив

Призывы властей и реальные распоряжения о самоизоляции сделали виртуальное пространство единственным, в котором в ближайшее время могут работать художественные галереи. Галеристы и арт-дилеры оказались в невообразимой прежде ситуации

Еще десять дней назад, на неделе после долгих выходных в честь 8 Марта, вернисажи шли своим чередом, а о закрытии московских музеев и галерей и речи не было (хотя первые случаи заражения новым коронавирусом были зарегистрированы в Москве в начале месяца, а 5 марта в городе был введен режим повышенной готовности). Одним из первых на ситуацию отреагировал Владимир Овчаренко, который 14 марта объявил о закрытии для посещения галереи Ovcharenko и выставочного зала аукциона современного искусства Vladey «в целях безопасности зрителей, художников и сотрудников». В обращении галерист с 30-летним стажем выражал сдержанный оптимизм: «За 30 лет своей работы мы убедились, что после кризисов Москва и художники нашей галереи становятся сильнее, впереди новые гениальные выставки и произведения искусства». Деятельность галереи и аукциона начала активно перемещаться в интернет (о том, как справляются с режимом карантина аукционы, будет наш следующий материал).

Тогда же галерея «Фрагмент» Сергея Гущина закрыла для посещения выставку Алексея Мартинса «Пятна на солнце» и начала заниматься переводом в интернет мероприятий клуба Fragment Art Club. Уже с 1 апреля там запускают курс из 25 видеоуроков о современном искусстве. «Галерея временно закрыта, но мы с радостью доставим вам любую работу нашего художника. Художникам и галеристам очень нужна сейчас помощь. Покупайте искусство», — призывает клиентов в Facebook Гущин.

Строго говоря, до 29 марта вопрос — закрываться или нет — каждый галерист решал самостоятельно. Указание московской мэрии «больше 50 не собираться», которое вынудило закрыться государственные и частные музеи, на камерные галерейные вернисажи не влияло. Например, до последнего продолжала работу офлайн галерея «11.12» (одновременно выкладывая в Facebook подборку произведений стоимостью до €1 тыс.: «Если вы задумывались о том, чтобы начать коллекционировать искусство, считаем, что сейчас самое время»). Теперь, даже если галерея официально не закрылась, посетителей она не дождется. Приостановили работу галереи Galerie Iragui, Jart, XL, «Палисандр», Центр фотографии имени братьев Люмьер. Закрыто на карантин художественное пространство Cube.Moscow, объединяющее несколько московских галерей. Приостановлен доступ в галерею Triangle «до прояснения ситуации городскими властями». Закрыта для посещения выставка «Русский стиль — L’art de vivre» в галерее «Веллум» в Гостином Дворе (на странице в Facebook галеристка Любовь Агафонова продолжает публиковать экспонаты с выставки и рассказывать о них). Временно закрылась галерея Artstory, но выставку Владимира Мигачёва «Пустота» планируют возобновить, как только это станет возможным. Пока с его работами можно познакомиться в аккаунте галереи в Facebook в рубрике #Истории_Artstory. В онлайн-формат перешла Mirra Gallery; она готовит программу видеолекций и прямых эфиров с галеристкой Ириной Могилатовой.

Дело не только в отсутствии живой публики. Готовить и монтировать новые экспозиции в условиях пандемии практически невозможно и с точки зрения логистики, и по финансовым соображениям. О «чрезвычайном положении» сообщила галерея «Триумф», успевшая 5 марта открыть выставки Антона Кузнецова «За стеной» и Марии Сафроновой «Что, если?». Сейчас галерея на время приостановила открытие новых выставок и осваивает другие форматы взаимодействия с публикой. Так, спецпроект «Чрезвычайные положения» исследовательского подразделения Department of Research Arts посвящен состояниям нестабильности и объединяет работы художников, рассматривающие понятие катастрофы, кризисы и попытки их преодоления. Страница проекта в Интернете будет постоянно пополняться. В социальных сетях «Триумф» устраивает виртуальные туры в мастерские художников. Обещают также подкаст, в пилотном выпуске которого один из основателей галереи, Дмитрий Ханкин, расскажет о том, как кризис повлияет на работу, даст советы художникам и обсудит примеры из истории, когда художникам приходилось работать в карантине и самоизоляции. Скоро на сайте галереи откроется кинотеатр, транслирующий по сеансам произведения знаковых видеохудожников. Первые сеансы в «ТриумфСинема» — «Пир Трималхиона» AES+F.

В отличие от «Триумфа», заморозившего офлайн-проекты на неопределенный срок, Ruarts Gallery продолжает работать над подготовкой выставки коллекции фонда Ruarts (она будет впервые представлена на открытии новой площадки в Трубниковском переулке — запланировано это событие на конец мая). А пока в Instagram-аккаунте галереи художники будут рассказывать о том, чем они занимаются в карантине. В ближайшее время можно виртуально провести день с Андреем Бартеневым, Сергеем Борисовым, Витой Буйвид, Мишей Бурым, Михаилом Розановым, Дмитрием Цветковым и другими.

Однако никакие креативные решения, прямые эфиры, онлайн-трансляции и новые формы взаимодействия с публикой не отменяют того факта, что отечественные галереи сейчас в буквальном смысле терпят бедствие — вместе с остальным малым и средним бизнесом.

В условиях самоизоляции дискуссия на эту тему активно разворачивается в Facebook. «…Вирус мы победим, но боюсь, что экономические последствия от совокупности разных факторов победить удастся не так быстро. К сожалению, когда нет уверенности в завтрашнем дне, люди будут отказываться от того, что не входит в предметы первой необходимости. Хотя принято считать, что искусство лучше коллекционировать в кризис, боюсь, что не все смогут себе это позволить»,  — так 22 марта о ситуации высказалась глава Центра современного искусства «Винзавод» Софья Троценко. Она рассказала о том, что в начале месяца участвовала в совещании Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы, где было принято решение о «разработке комплекса мер по поддержке малого и среднего бизнеса в креативных индустриях». Очень помогло бы, на ее взгляд, снижение ставок по коммерческим кредитам и арендных ставок, отсрочка на год уплаты единого социального налога (это позволило бы сохранить штат сотрудников) и так далее.

Петербургский Музей стрит-арта выступил с открытым письмом, обращенным к губернатору Санкт-Петербурга Александру Беглову. В нем содержится просьба поддержать частные коммерческие и некоммерческие культурные институции города. В обращении, которое подписали главы галерей Anna Nova и KGallery, культурного центра «Севкабель порт», Инженерного театра Axe и многие другие, предлагается на период пандемии освободить частные учреждения культуры от уплаты налогов, предоставить отсрочку от уплаты коммунальных платежей, разработать программы субсидирования.

«В других странах уже выделены миллиарды долларов из бюджета для поддержки предпринимателей. А у нас только отсрочка платежей... печально…» — разочарована Полина Белоцерковская-Аскери (Askeri Gallery). Наиболее эмоциональный текст написала — тоже в Facebook — основательница Центра фотографии имени братьев Люмьер Наталья Литвинская: «…Мы не государственный музей, и у нас нет „олигархической поддержки“, у нас есть по сегодняшний день арендная плата в центре Москвы, которая съест нас подчистую. Я прекрасно знаю, что она есть не только у меня, но и у фитнес-клубов, бьюти-салонов, ресторанов, бизнес которых летит в большую черную дыру. Мы будем делать все, чтобы выжить. Нас не может остаться столько же, сколько было вчера. С кем-то придется расстаться, как бы горько это ни было...»

В целом видно, что галеристы растерянны и подавлены. «Для того чтобы помочь малому галерейному сектору, нашему государству и чиновникам неплохо бы вообще узнать о существовании галерей современного искусства в России. Для того чтобы помогать, надо знать и ценить», — резюмирует Екатерина Ираги (Galerie Iragui).

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+