Галереи: отчаяние и безудержный креатив

Призывы властей и реальные распоряжения о самоизоляции сделали виртуальное пространство единственным, в котором в ближайшее время могут работать художественные галереи. Галеристы и арт-дилеры оказались в невообразимой прежде ситуации

Анна Селина. «Гетто». Из проекта «Сад Ангедонии». 2018. Фото: 11.12 Gallery
Анна Селина. «Гетто». Из проекта «Сад Ангедонии». 2018.
Фото: 11.12 Gallery

Еще десять дней назад, на неделе после долгих выходных в честь 8 Марта, вернисажи шли своим чередом, а о закрытии московских музеев и галерей и речи не было (хотя первые случаи заражения новым коронавирусом были зарегистрированы в Москве в начале месяца, а 5 марта в городе был введен режим повышенной готовности). Одним из первых на ситуацию отреагировал Владимир Овчаренко, который 14 марта объявил о закрытии для посещения галереи Ovcharenko и выставочного зала аукциона современного искусства Vladey «в целях безопасности зрителей, художников и сотрудников». В обращении галерист с 30-летним стажем выражал сдержанный оптимизм: «За 30 лет своей работы мы убедились, что после кризисов Москва и художники нашей галереи становятся сильнее, впереди новые гениальные выставки и произведения искусства». Деятельность галереи и аукциона начала активно перемещаться в интернет (о том, как справляются с режимом карантина аукционы, будет наш следующий материал).

Тогда же галерея «Фрагмент» Сергея Гущина закрыла для посещения выставку Алексея Мартинса «Пятна на солнце» и начала заниматься переводом в интернет мероприятий клуба Fragment Art Club. Уже с 1 апреля там запускают курс из 25 видеоуроков о современном искусстве. «Галерея временно закрыта, но мы с радостью доставим вам любую работу нашего художника. Художникам и галеристам очень нужна сейчас помощь. Покупайте искусство», — призывает клиентов в Facebook Гущин.

Выставка «Ги Бурден. Следуй за мной». Фото: The Lumiere Brothers Center for Photography
Выставка «Ги Бурден. Следуй за мной».
Фото: The Lumiere Brothers Center for Photography

Строго говоря, до 29 марта вопрос — закрываться или нет — каждый галерист решал самостоятельно. Указание московской мэрии «больше 50 не собираться», которое вынудило закрыться государственные и частные музеи, на камерные галерейные вернисажи не влияло. Например, до последнего продолжала работу офлайн галерея «11.12» (одновременно выкладывая в Facebook подборку произведений стоимостью до €1 тыс.: «Если вы задумывались о том, чтобы начать коллекционировать искусство, считаем, что сейчас самое время»). Теперь, даже если галерея официально не закрылась, посетителей она не дождется. Приостановили работу галереи Galerie Iragui, Jart, XL, «Палисандр», Центр фотографии имени братьев Люмьер. Закрыто на карантин художественное пространство Cube.Moscow, объединяющее несколько московских галерей. Приостановлен доступ в галерею Triangle «до прояснения ситуации городскими властями». Закрыта для посещения выставка «Русский стиль — L’art de vivre» в галерее «Веллум» в Гостином Дворе (на странице в Facebook галеристка Любовь Агафонова продолжает публиковать экспонаты с выставки и рассказывать о них). Временно закрылась галерея Artstory, но выставку Владимира Мигачёва «Пустота» планируют возобновить, как только это станет возможным. Пока с его работами можно познакомиться в аккаунте галереи в Facebook в рубрике #Истории_Artstory. В онлайн-формат перешла Mirra Gallery; она готовит программу видеолекций и прямых эфиров с галеристкой Ириной Могилатовой.

#Истории_Artstory о Владимире Мигачёве. Выставка «Пустота». Фото: Галерея Artstory
#Истории_Artstory о Владимире Мигачёве. Выставка «Пустота».
Фото: Галерея Artstory

Дело не только в отсутствии живой публики. Готовить и монтировать новые экспозиции в условиях пандемии практически невозможно и с точки зрения логистики, и по финансовым соображениям. О «чрезвычайном положении» сообщила галерея «Триумф», успевшая 5 марта открыть выставки Антона Кузнецова «За стеной» и Марии Сафроновой «Что, если?». Сейчас галерея на время приостановила открытие новых выставок и осваивает другие форматы взаимодействия с публикой. Так, спецпроект «Чрезвычайные положения» исследовательского подразделения Department of Research Arts посвящен состояниям нестабильности и объединяет работы художников, рассматривающие понятие катастрофы, кризисы и попытки их преодоления. Страница проекта в Интернете будет постоянно пополняться. В социальных сетях «Триумф» устраивает виртуальные туры в мастерские художников. Обещают также подкаст, в пилотном выпуске которого один из основателей галереи, Дмитрий Ханкин, расскажет о том, как кризис повлияет на работу, даст советы художникам и обсудит примеры из истории, когда художникам приходилось работать в карантине и самоизоляции. Скоро на сайте галереи откроется кинотеатр, транслирующий по сеансам произведения знаковых видеохудожников. Первые сеансы в «ТриумфСинема» — «Пир Трималхиона» AES+F.

Эдуард Штейнберг. «Композиция с птицей». 1984. Фото: Ruarts Foundation
Эдуард Штейнберг. «Композиция с птицей». 1984.
Фото: Ruarts Foundation

В отличие от «Триумфа», заморозившего офлайн-проекты на неопределенный срок, Ruarts Gallery продолжает работать над подготовкой выставки коллекции фонда Ruarts (она будет впервые представлена на открытии новой площадки в Трубниковском переулке — запланировано это событие на конец мая). А пока в Instagram-аккаунте галереи художники будут рассказывать о том, чем они занимаются в карантине. В ближайшее время можно виртуально провести день с Андреем Бартеневым, Сергеем Борисовым, Витой Буйвид, Мишей Бурым, Михаилом Розановым, Дмитрием Цветковым и другими.

Однако никакие креативные решения, прямые эфиры, онлайн-трансляции и новые формы взаимодействия с публикой не отменяют того факта, что отечественные галереи сейчас в буквальном смысле терпят бедствие — вместе с остальным малым и средним бизнесом.

Галерея «Триумф» открывает онлайн-кинотеатр «ТриумфСинема», где раз в неделю будет показывать видео современных художников. На фото: AES+F. «Пир Трималхиона». Фото: Triumph Gallery
Галерея «Триумф» открывает онлайн-кинотеатр «ТриумфСинема», где раз в неделю будет показывать видео современных художников. На
Фото: AES+F. «Пир Трималхиона». Фото: Triumph Gallery

В условиях самоизоляции дискуссия на эту тему активно разворачивается в Facebook. «…Вирус мы победим, но боюсь, что экономические последствия от совокупности разных факторов победить удастся не так быстро. К сожалению, когда нет уверенности в завтрашнем дне, люди будут отказываться от того, что не входит в предметы первой необходимости. Хотя принято считать, что искусство лучше коллекционировать в кризис, боюсь, что не все смогут себе это позволить»,  — так 22 марта о ситуации высказалась глава Центра современного искусства «Винзавод» Софья Троценко. Она рассказала о том, что в начале месяца участвовала в совещании Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы, где было принято решение о «разработке комплекса мер по поддержке малого и среднего бизнеса в креативных индустриях». Очень помогло бы, на ее взгляд, снижение ставок по коммерческим кредитам и арендных ставок, отсрочка на год уплаты единого социального налога (это позволило бы сохранить штат сотрудников) и так далее.

Петербургский Музей стрит-арта выступил с открытым письмом, обращенным к губернатору Санкт-Петербурга Александру Беглову. В нем содержится просьба поддержать частные коммерческие и некоммерческие культурные институции города. В обращении, которое подписали главы галерей Anna Nova и KGallery, культурного центра «Севкабель порт», Инженерного театра Axe и многие другие, предлагается на период пандемии освободить частные учреждения культуры от уплаты налогов, предоставить отсрочку от уплаты коммунальных платежей, разработать программы субсидирования.

Выставка «Формы движения» в центре «Севкабель порт» закрылась. Фото: Институт исследования стрит-арта
Выставка «Формы движения» в центре «Севкабель порт» закрылась.
Фото: Институт исследования стрит-арта

«В других странах уже выделены миллиарды долларов из бюджета для поддержки предпринимателей. А у нас только отсрочка платежей... печально…» — разочарована Полина Белоцерковская-Аскери (Askeri Gallery). Наиболее эмоциональный текст написала — тоже в Facebook — основательница Центра фотографии имени братьев Люмьер Наталья Литвинская: «…Мы не государственный музей, и у нас нет „олигархической поддержки“, у нас есть по сегодняшний день арендная плата в центре Москвы, которая съест нас подчистую. Я прекрасно знаю, что она есть не только у меня, но и у фитнес-клубов, бьюти-салонов, ресторанов, бизнес которых летит в большую черную дыру. Мы будем делать все, чтобы выжить. Нас не может остаться столько же, сколько было вчера. С кем-то придется расстаться, как бы горько это ни было...»

В целом видно, что галеристы растерянны и подавлены. «Для того чтобы помочь малому галерейному сектору, нашему государству и чиновникам неплохо бы вообще узнать о существовании галерей современного искусства в России. Для того чтобы помогать, надо знать и ценить», — резюмирует Екатерина Ираги (Galerie Iragui).

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+