18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Греция научит туристов плавать культурно

№92
Материал из газеты

Желая привлечь туристов, страна готова смелее открывать для посещения подводные объекты культурно-исторического наследия

Ушедшие под воду античные города, амфоры времен Перикла и Сократа, якоря затонувших византийских кораблей, военные самолеты времен Второй мировой войны — все это можно обнаружить в море у берегов Греции. В наши дни доступ к уникальным подводным объектам культурно-исторического наследия постепенно приоткрывается. В надежде стимулировать туризм Министерство культуры и спорта Греции этой весной объявило о намерении снять действовавшие ранее ограничения и открыть для рекреационного дайвинга 91 место крушения судов, затонувших в период с 1868 по 1970 год. Министр Лина Мендони назвала морское дно Греции «подводным ковчегом нашей истории» и катализатором «устойчивого развития местных общин», а генеральный секретарь по делам культуры Георгий Дидаскалу добавил, что дайверов ждет «огромный подводный музей».

Развитие туристического сектора в этой сфере «позволит сделать морские памятники более доступными для широкой публики и обеспечить их более эффективную охрану», уверен Пари Каламара, директор Эфората (управления) по делам подводных древностей, основанного правительством Греции в 1976 году. Каламара отмечает, что нынешняя инициатива восходит к 2005 году, когда в Греции впервые была создана институциональная база для рекреационного дайвинга. В 2012 и 2015 годах был отобран ряд подводных объектов, для которых установили базовые эксплуатационные нормы.
Но первый подводный музей страны открылся лишь прошлым летом. За два месяца его работы на месте кораблекрушения, произошедшего приблизительно в 425–415 году до н.э. у необитаемого островка Перистера вблизи острова Аланисос, побывало почти 300 дайверов. Корпус корабля не сохранился, но груз, состоящий из почти 4 тыс. винных амфор, по-прежнему остается на месте. В текущем году доступ к объекту собираются открыть на четыре месяца, с июня по октябрь, а в полном объеме он заработает с весны 2023 года. 

К этому времени благодаря финансовой поддержке в размере €960 тыс., выделенной греческим правительством и Европейским союзом, у архипелага Северные Спорады и в западной части Пагасейского залива для посетителей откроются еще три подводных археологических объекта. Аквалангисты смогут увидеть место крушения римского корабля у мыса Телеграфос, а также груз нескольких кораблей и ряд средневековых якорей у мыса Гларос. А у берегов Кикинтоса любители дайвинга и снорклинга, подводного плавания на небольших глубинах, получат доступ к обломкам византийского судна с пифосами — керамическими сосудами для хранения продуктов. Впрочем, чтобы приобщиться к подводному наследию, быть дайвером вовсе не обязательно. Информационные центры на Аланисосе и в Амалиаполи в Пагасейском заливе позволяют посетителям совершить «погружение» к близлежащим местам кораблекрушений при помощи цифровых технологий.

Эфорат намерен привлечь внимание и к древним памятникам на побережье, оказавшимся под водой из-за сдвигов земной коры и повышения уровня моря. Разрабатывается система подводных информационных стендов с буйками на поверхности, которые помогут ориентироваться на территории доисторического поселения Павлопетри и древнего порта Кенхреи. Начиная с 2023 года специальное судно со стеклянным дном будет возить экскурсии по затонувшей вилле периода поздней Римской империи близ Эпидавра; готовятся и цифровые реконструкции объекта.

Ожидается, что в 2025 году откроет свои двери долгожданный Музей подводных древностей в Пирее. Его экспозиция расположится в пирейском порту, она будет включать в себя более 2,2 тыс. подводных находок. Ранее реализация проекта застопорилась, когда построенное в 1930-е годы силосное хранилище, где должен был разместиться музей, передали управляющей портом частной компании. Однако в минувшем декабре  Музейный совет (консультационный совет при Министерстве культуры) одобрил проект содержания и оформления экспозиции. Недавно премьер-министр страны Кириакос Мицотакис объявил, что музей получит финансирование в рамках национального плана по восстановлению после пандемии, известного как «Греция 2.0». 

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+