Елена Титова, директор Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства
«Меня удивляет пункт об иностранных меценатах и жертвователях, которым предлагается упрощенная процедура получения гражданства. Давайте сделаем внутренний правильный закон о меценатстве, давайте создавать благоприятный инвестиционный климат, и у нас даже задачи не будет стоять заманить иностранного мецената. Давайте сначала о своих меценатах больше думать, здесь еще достаточно задач. Первые разработки в законодательстве в отношении меценатов делались еще около четырех лет назад, и пока они не работают: люди, которые знают о существовании законодательной базы и хоть раз попробовали подступиться к получению неких благ как меценаты, положительных результатов не достигли. Это очень трудозатратно, и бюрократическая история перевешивает выгоду. Полумеры, которые уже предприняты и могут быть сделаны, не гарантируют желания меценатов работать с объектами культуры, искусства и образования. Как действенную меру я рассматриваю государственную программу поощрения с системой наград и званий — хотелось бы прозрачности»
Госдума во втором и третьем чтениях приняла базовый проект закона «О меценатской деятельности», который наконец ввел в культурное законодательство определение меценатства и обозначил юридический статус филантропов. Закон призван регулировать «отношения между меценатами, получателями меценатской поддержки и государством». В область меценатской деятельности была включена безвозмездная передача юридическими и физическими лицами имущества, денежных средств в сфере культуры, образования и искусства, направленных на сохранение культурных ценностей и развитие культуры. Получить такую помощь смогут только государственные, муниципальные и негосударственные некоммерческие организации культуры, а также образовательные организации, реализующие программы в области культуры и искусства. Документ запрещает органам власти и местного самоуправления претендовать на меценатскую поддержку, также чиновники не должны влиять на выбор меценатом спонсируемого учреждения и препятствовать его деятельности. Размер меценатской поддержки не повлияет на государственное финансирование учреждений.
В первом чтении документ был принят еще осенью 2012 года, однако дальнейший процесс затянулся из-за отсутствия консенсуса по вопросам обеспечения льгот для меценатов. В итоге все пункты о налоговых послаблениях для благотворителей из принятого документа были исключены, а осталась довольно размытая формулировка о возможности экономической поддержки от государства и присуждении наград и почетных званий. Впрочем, сейчас на рассмотрении Госдумы находятся еще два сопутствующих документа, одним из которых и должны быть установлены налоговые льготы. Во втором же говорится об упрощенном предоставлении гражданства РФ иностранным филантропам. Адресаты нового закона восприняли его неоднозначно.