18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставка «Все это — вы» открылась в галерее «Синара арт»

Екатеринбургская галерея «Синара арт» представила публике впечатляющую коллекцию русского послевоенного искусства

Илья Кабаков, группа AES+F, Дмитрий Гутов, Дубосарский & Виноградов, Александр Бродский, Тимур Новиков, Владислав Мамышев-Монро, Александр Шишкин-Хокусай, Ольга Чернышева, Ирина Корина — попав в выставочный зал «Синары» в Екатеринбурге, изумляешься концентрации известных имен. Гуляя по обновленной экспозиции «Синары», замечаешь особенности: по стенам висят не только хрестоматийно известные авторы, но фигуры, важные в первую очередь для локального екатеринбургского контекста, — Сергей Мальцев, Валерий Дьяченко, Игорь Усачев, Екатерина Поединщикова и другие. Внутренняя интрига художественного проекта «Синары» как раз и заключается в соединении двух ветвей — местного и международно конвертируемого русского contemporary art.

Но вначале надо рассказать о людях, открывших в городе такой удивительный центр, и о стенах, в которых экспозиция развернута. Многопрофильный холдинг «Синара» известен транспортными машинами — мы ездим на их городских трамваях, вагонах метро и «Ласточках». В Европе «Синара» давно и прочно обосновалась в Швейцарии. Владелец активов миллиардер Дмитрий Пумпянский, его сын и невестка занимаются филантропической деятельностью. В целях поддержки екатеринбургского арт-сообщества они с 2004 года собирают коллекцию местного современного искусства, и в ней уже больше 1500 единиц хранения. Примерно год назад они приняли решение кардинально усилить коллекцию и для пополнения ее звездами мировой величины обратились за консультацией к Марату Гельману. С его помощью «Синара» приобрела 150 произведений всемирно известных русских художников, в том числе четыре работы Ильи Кабакова.

Возможно, на этот шаг их подвигло то, что для своей коллекции они строили новый дом и для его торжественного открытия нужен был «вау-эффект». Этот новый дом — не творение Захи Хадид или Фрэнка Гери, чего, в принципе, можно было бы ожидать от заказчика-миллиардера, да еще в городе, который называют русским Чикаго. Нет, это самый что ни на есть аутентичный ампирный особняк (целая усадьба!) начала XIX века, с желтыми стенами и весомыми дорическими колоннами на фасадах. Такая историческая аутентичность для Екатеринбурга — случай исключительный. Здесь и конструктивистские-то здания 1920–1930-х годов кажутся седой стариной, вкрапления модерна начала XX века — запредельной редкостью, как законсервированный в вечной мерзлоте мамонтенок, что уж говорить о постройках начала XIX века. Вместе с тем город был основан в 1723 году, в 1824-м его посетил Александр I — первый русский царь, добравшийся до Урала. Ходил он и по ступеням того дома, где сегодня располагается «Синара». Это был госпиталь, который владелец Верх-Исетского металлургического завода Алексей Яковлев (1768–1849) построил для своих рабочих. «Все здесь отлично устроено, — сказал царь, — и мне остается сожалеть, что не могу содержать так больных моих солдат».

Не меняя профиля, больница просуществовала более 180 лет. Но даже у зданий с кирпичными стенами в метр толщиной есть свой запас прочности: в 2011-м учреждение закрыли, к 2016 году комплекс лежал в руинах. И вот за пять лет реконструкции его вернула к жизни «Синара». Количество цветных мраморов и зеркал внутри выдают всю степень любви, которую владельцы питают к этому проекту. В двух корпусах строители не поленились восстановить купольные крыши, хотя, наверное, их можно было заменить двускатными. Сегодня комплекс, как и весь холдинг, многопрофильный: в одном доме работает ресторан, в другом, как раз под куполом, образовалось пространство для публичных мероприятий, от новогодних корпоративов до научных конференций. Здесь есть зал для концертов и место для занятий искусством с детьми. Отдельную выставку посвятили истории дома и истории больницы, отдали должное и автору-архитектору Михаилу Малахову (1781–1842), и хирургу Александру Миславскому (1828–1914), который 50 лет (1859–1909) был главным врачом Верх-Исетского госпиталя. Чтобы все это выяснить, очевидно, было проведено впечатляющее исследование. Но жемчужиной центра «Синара» должна была стать коллекция арт-галереи, по сути, музей русского contemporary art.

12 мая 2021 года его торжественно открыли — с красной дорожкой, нарядными, словно пришли в оперу, гостями, джазом и мэром Екатеринбурга Алексеем Орловым, выступившим с приветственным словом. Затем гостей водили по выставке «Все это — вы» экскурсоводы-волонтеры, давая подробнейшие комментарии по поводу каждого произведения, что, в общем-то, нелишне для понимания современного искусства.

В чем же но? В соотношении тех самых местных и столичных художников. Сегодня экспозиция развернута в двух больших залах. Так вот, в первом преобладают мастера русско-международные, во втором — местные. Пропорция везде примерно 70:30. И удивительным образом это меняет смысл: в первом случае екатеринбургские художники, если их меньшинство, мимикрируют до уровня всепланетного, а во втором яркие московские (условно говоря) имена меняют формат и воспринимаются региональными эксцентриками. «Условно говоря», потому что Александр Шабуров из «Синих носов» — самый что ни на есть екатеринбургский, даже свердловский, родился здесь в 1965-м. Просто в прошлом веке в СССР и потом в России искусство было так устроено, что все самые активные, по-настоящему авангардные силы переезжали в Москву и Санкт-Петербург и примыкали к своим.

«Золотая фига», или «Из зерна иронии вырастут бегонии» (1987), «уральского сказочного реалиста» Леонида Баранова — действительно изображение большой фиги на холсте, или «Без пяти минут два» (1985) — работа Сергея Мальцева, воспоминания о временах борьбы с пьянством, когда алкоголь в СССР продавали с 14 часов, или вариант гиперреализма «Трамвай „Желание“» (2007) Любови Александровой — он и она в трамвае смотрят на дождь, — эти и другие в их ряду вещи мало дружат, например, с «Серией кровавых фонтанов для страны вампиров» Шишкина-Хокусая, прекрасно, кстати, смотревшихся на Art Miami в 2018-м.

Если повесить живописную работу Ильи Кабакова на выставке художников профиля «левого МОСХа», все решат, что это так себе картина, никто даже не догадается, что это симулякр живописи и что при этом его цена равна всем другим произведениям вместе взятым. Но дело даже не в цене.

Для традиционных живописцев фокус интереса заключается в таких категориях, как колорит, композиция, экспрессия мазков, выразительный силуэт или, наоборот, размытое цветное марево. «Левые» традиционные художники прибавляют к этим категориям момент критического реализма. Современные же artists искусство воспринимают как часть медиа, без оглядки на композицию и колорит, как информационный поток, который надо анализировать и препарировать — и, может быть, тогда мы поймем что-то тайное о социуме и человеке. Участники этих двух послевоенных больших групп плохо рифмуются друг с другом. В экспозиции ГТГ они, например, идут двумя непересекающимися анфиладами. Их попробовали скрестить на выставке «Ненавсегда», и это вызвало, мягко говоря, недоумение публики, а вообще-то большой хайп.

Насколько такой микс, который практикует «Синара» сегодня, будет успешен, покажет время. Компания собирается провести большое открытие в Москве, в пространстве Cube. Что они привезут, в каких пропорциях — пока секрет. В любом случае появление такой роскошной коллекции (150 работ ведущих мастеров), самой большой в Уральском регионе, остается только приветствовать.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+