18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Оксана Бондаренко: «Мы не будем гаражом в прямом смысле»

№91
Материал из газеты

Музей транспорта Москвы открылся на ВДНХ, а в 2023 году планирует представить постоянную экспозицию в мельниковском гараже на Новорязанской улице. О первых успехах и планах нашему изданию рассказала директор МТМ Оксана Бондаренко

Справка

БИОГРАФИЯ

Оксана Бондаренко 
Директор Музея транспорта Москвы

2005 — окончила школу менеджмента ICART Paris по специальности «маркетинг в сфере культуры»

2007 — инициатор создания культурного фонда в поддержку русского искусства Victoria Art Foundation (Швейцария — Россия)

2009–2015 — создатель и организатор кросс-культурных проектов в городских и общественных пространствах Москвы, Нью-Йорка, Парижа

2014–2018 — директор Фонда поддержки Государственной Третьяковской галереи

2017 — создатель и руководитель коммуникационного проекта между Третьяковской галереей и Московским метрополитеном, направленного на популяризацию искусства

2018–2019 — создатель и руководитель городской культурно-просветительской коммуникационной платформы «Привет, Москва!»

С сентября 2019 — директор Музея транспорта Москвы

Еще…

Давайте начнем с архитектурного памятника — с гаража по проекту Константина Мельникова на Новорязанской улице. Чего здесь будет больше — реконструкции или реставрации?

Это 100%-ная реставрация с возвращением памятнику его первоначального облика. Проект приспособления, интеграции памятника в новую музейную жизнь связан со сценографическими изменениями внутри здания. Архитектор Юрий Григорян и команда «Меганома» работают ювелирно. В качестве реставратора с нами сотрудничает прекрасный Борис Савин, нас консультируют Андрей Баталов и Алексей Емельянов — именно благодаря им это здание в свое время получило статус объекта культурного наследия и было сохранено.

Отношение сейчас самое любовное и тщательное. Мы везде транслируем, что главный объект музея — это само здание. Мы много занимались его изучением, сбором историко-культурной информации о нем. Обнаружили, в частности, что в процессе жизни гаража был разобран исторический световой фонарь в одном из строений. Будем, конечно, этот фонарь возвращать. Еще восстанавливаем утраченные наклонные витражи, формирующие абрис кровли. Сейчас, если смотреть на основное здание, мы видим прямые фронтоны, а исторически у Мельникова были скошенные фронтоны. Их потом надстроили, заменив наклонные витражи вертикальными.

Что-то ведь и сносить придется?

Безусловно. За время существования сначала гаража грузовых автомобилей, а затем 4-го автобусного парка там много всего понастроили — поздние пристройки, которые не имеют отношения к творению Мельникова. Будем сносить и внутри здания — постройки, служившие ремонтными мастерскими, и внутренние перегородки. В итоге оно будет приведено в первоначальный вид — ровно такой, каким его задумал архитектор.

Получится открыть музей действительно в 2023 году?

Мы идем по графику. Пандемия нас задела, но вскользь: мы же находимся в стадии проектирования, а проектировать в пандемию — милое дело. Да, кое в чем процесс замедлился, но в основном в части согласований с внешними органами. Это не критично.

Здание — это самое важное, но осенью 2023 года должна появиться и постоянная экспозиция. Какой она окажется? 
Сейчас к этому привлечена команда творческой студии Lorem Ipsum, которая работает над пространством экспозиции. Ритмика здания во многом продиктовала и ритмику нашей будущей постоянной экспозиции. В 1926–1929 годах, следом за Бахметьевским гаражом, Константин Мельников строил этот — на сложном треугольном участке разместил подкову, или, образно говоря, серп и молот. Действительно, одно из строений, где разместится постоянная экспозиция, выглядит дугой, или серпом, а второе строение существует изолированно от первого и только подземными путями будет связано с серпом — мы его называем молотом. Там будет располагаться мультиформатный центр музея, в том числе с пространством для временных экспозиций.

Конечно, главным героем нашей постоянной экспозиции станет сам транспорт как уникальный объект. Но мы однозначно не будем в прямом смысле гаражом, просто хранилищем, хотя в экспозицию войдет 61 транспортный экспонат, в том числе вагоны метро. Это будет высокотехнологичное мультимедийное пространство. При этом рассматривать транспортное средство в экспозиции мы будем через три призмы — историческую, культурологическую и технологическую. Это не самое простое решение с точки зрения маркетинга. Маркетинг ищет ядро, целевую аудиторию. А мы понимаем, что транспорт — он для всех, и музей транспорта должен абсолютно четко выдерживать эту ноту — каждый посетитель должен найти здесь свой маршрут по интересам.

Брали в расчет зарубежные аналоги?

Один из самых моих любимых — Лондонский музей транспорта, потому что я в принципе люблю лондонский транспорт за его язык. И очень интересные программы у этого музея, экскурсии, работа с детьми, открытое хранилище. Уникальный, на мой взгляд, музей транспорта, занимающий добрую половину города, в Люцерне — с сумасшедшими инсталляциями из автомобилей, созданными современными художниками. А еще скажу, что очень люблю Музей Виктории и Альберта в Лондоне. Ценю его за музейные технологии, за эксперименты, за ноу-хау. Когда мы начали работу над нашим музеем, я сказала: «Мы должны попытаться сделать Музей Виктории и Альберта в транспорте». Почему бы и нет? Транспортный дизайн — великая вещь.

В вашей коллекции много крупногабаритных экспонатов. Они сейчас где хранятся?

В музейных фондах порядка 250 экспонатов. Действительно крупногабаритных. В основном это наземная техника, включая трамваи, вело- и мототехника, спецтехника. Экспонаты сейчас расположены на нескольких площадках, в том числе и на Новорязанской улице. В ближайшее время, уже в мае, мы начинаем перемещать всю нашу технику в арендованный ангар, где есть условия комфортной ремонтной мастерской.

Очень хотим в какой-то момент прийти к статусу открытого хранилища. Ведь далеко не всю технику можно выставить в экспозиции, а посмотреть на нее было бы интересно многим. Это случится ровно в тот момент, когда мы ее приведем в порядок (пока многие экспонаты требуют реставрации). Как раз сейчас этим займемся — как собственными силами, так и привлекая специалистов со стороны.

С прошлой осени у вас открыт свой «опорный пункт» в отреставрированном Речном вокзале.

Говорить о музее до момента его открытия можно с помощью разных музейных инструментов — не обязательно показывая технику. Один из таких инструментов — наше поп-ап-пространство на Северном речном вокзале, в бывшем зале ожидания. Логично, что Музей транспорта там присутствует. Пространство само навевает формат, и наиболее удачно работает формат тотальной инсталляции, причем site-specific. С начала сентября и до конца прошлого года мы сделали три инсталляции, а теперь в качестве темы выбрали экологию транспорта. 

Наша задача для этого пространства — говорить о зеленом транспорте, но с помощью художественных методик. Очень приятно, что в этих проектах принимают участие современные художники — назову имена хотя бы Алексея Дубинского и Саши Фроловой. 

Единственный троллейбусный маршрут, оставшийся в Москве, вы сделали музейным. В чем смысл этой акции? Есть желающие прокатиться?

Конечно. Прежде всего, маршрут «Т» работает как линейный — для желающих просто добраться от Казанского вокзала до Елоховского собора, к примеру. Есть и те, кто специально приезжает на наш музейный маршрут. Там можно прокатиться в декорированном художниками троллейбусе, слушая нашу аудиоэкскурсию, а в карантин мы транслировали наши онлайн-концерты прямо из троллейбуса. И здесь мы приглашали к сотрудничеству художников: Александра Виноградова, Алину Глазун, Ирину Корину, а также ряд участников Московской биеннале молодого искусства. Скоро создадим иммерсивную онлайн-экскурсию с выходом и заходом в троллейбус, то есть с изучением прилегающих интересных мест района.

А что с новым выставочным пространством музея, которое сейчас открывается на ВДНХ? 

Появление площадки в историческом павильоне «Транспорт СССР» на ВДНХ — флагманский проект этого года. Знаковое для нас событие. Павильон был отреставрирован снаружи еще до нашего прихода туда, в рамках общей программы. Для нас это первая экспозиционная площадка, которую мы будем стратегически развивать — и не только до момента открытия музея на Новорязанской улице. 

Останетесь на ВДНХ и после того?

Обязательно останемся. Только позволим себе в 2023 году уйти на реставрацию внутри павильона: ее там еще не было. А до того запланировано два годичных проекта, первый из которых открыт для посещения с мая. Эта выставка называется «Мечта Москвича», и посвящена она страницам из истории советского автопрома. Конкретно — истории московского завода имени КИМ, позднее МЗМА и АЗЛК.

Мы рассказываем о судьбе автомобиля «Москвич» через призму кинематографа и в жанре байопик: автомобиль здесь — главный герой отечественных фильмов-блокбастеров. Показываем 26 автомобилей и 4 двигателя, а всего здесь более 300 артефактов. Но говорим мы обо всем этом языком инсталляций и мультимедиа, так что на выставке можно увидеть тот принцип, которым мы будем руководствоваться при работе с экспонатами и нарративом в будущем большом музее.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+