Instagram обогнал Twitter, а в спину им уже дышит TikTok

№91, май 2021
№91
Материал из газеты

По данным опроса The Art Newspaper, соцсеть с картинками стала самой популярной среди музеев. Слово за соцсетью с видео

Посетительница нью-йоркского MoMA фотографирует работу Мартина Киппенбергера «Мартин, в угол, тебе должно быть стыдно», созданную в 1992 году. Фото: MoMA/Gus Powell
Посетительница нью-йоркского MoMA
Фото: работу Мартина Киппенбергера «Мартин, в угол, тебе должно быть стыдно», созданную в 1992 году. Фото: MoMA/Gus Powell

Когда в 2020 году физические двери закрылись, распахнулись цифровые. В начале марта прошлого года, как раз перед интернет-бумом, случившимся на фоне пандемии, The Art Newspaper провела первый анализ числа подписчиков музеев в социальных сетях. Теперь количество подписчиков на основных онлайн-платформах (Instagram, Twitter и Facebook) у 100 самых посещаемых музеев из мирового рейтинга подсчитали снова, чтобы увидеть, что изменилось за этот абсолютно беспрецедентный период.

На первый взгляд кажется, что немногое. Десять музеев, у которых в прошлом году было больше всего подписчиков в социальных сетях, остаются на тех же позициях. Только темпы роста в топ-10 у всех разные.

Ради самого интересного пришлось провести внимательный анализ данных. Больше всего подписчиков 100 лучшим музеям мира принес Instagram: там аудитория росла быстрее всего. Суммарное число любителей музеев на этой платформе выросло на 13 млн, то есть на 30%. Для сравнения: у Twitter тот же показатель составляет 13%, у Facebook — всего 5%. А это значит, сбылось то, что мы предсказывали в прошлом году: Instagram стал самой популярной соцсетью среди музеев, отобрав этот титул у Twitter. Суммарное количество подписчиков 100 лучших музеев в 2021 году в Instagram составляет 54,4 млн, в Twitter — 51,5 млн и в Facebook — 36,3 млн (справедливости ради отметим, что Instagram принадлежит компании Facebook).

Посетители Метрополитен-музея (Нью-Йорк) у работы Джексона Поллока «Осенний ритм (Номер 30)», написанной в 1950 году. Фото: The MET
Посетители Метрополитен-музея (Нью-Йорк) у работы Джексона Поллока «Осенний ритм (Номер 30)», написанной в 1950 году.
Фото: The MET

За пределами первой двадцатки есть интересные истории успеха. Итальянские музеи, например, переживают ренессанс в том, что касается интернета. Музеи Ватикана увеличили количество подписчиков на 53% — до 365 тыс., а их аудитория в Instagram выросла более чем в 6 раз. Папский музей теперь ежедневно публикует посты с текстами на итальянском и английском, а также регулярно выкладывает ролики на Reels и IGTV. Галерея Уффици увеличила количество подписчиков в социальных сетях на 50% — до 762 тыс., которые примерно поровну принесли Instagram и Facebook. Хотя в начале 2020 года у музея даже не было аккаунта в Facebook.

Стоит упомянуть и другие триумфы Instagram. Резко возросла аудитория этой сети у парижского Музея Орсе — более 360 тыс. новых подписчиков (суммарно фолловеров почти 1,3 млн), то есть прирост более чем на 40%. Instagram-поклонников мадридского Центра искусства королевы Софии прибавилось на 57%. За новостями Государственного Эрмитажа в Instagram теперь следит на 45% больше людей, то есть почти 700 тыс. Аккаунт Государственных музеев Берлина, которые объединяют 19 институций столицы Германии, стал на 44% популярнее, достигнув 55 тыс. подписчиков — это серьезный результат для страны, где музеи на удивление тихо ведут себя в социальных сетях (немецкие музеи занимают 87-е место в общем рейтинге самых активных институций в соцсетях).

Посетительница выставки Линетт Ядом-Боакье в галерее Тейт в Лондоне. Фото: Tate
Посетительница выставки Линетт Ядом-Боакье в галерее Тейт в Лондоне.
Фото: Tate

В прошлом году в рейтинг самых популярных у музеев соцсетей ворвался новичок — TikTok. Хотя многие крупные институции пока не используют эту платформу с короткими видео (ни один из топ-10 музеев не может похвастать армией подписчиков в TikTok), некоторые уже добились на новом поле огромного успеха. Так, Уффици в TikTok собрала 70,4 тыс. подписчиков, амстердамский Рейксмузеум — 78,1 тыс., Версальский дворец — 98 тыс.

А теперь удивительное. В аккаунте Музея жизни Черной страны (по сути, это целый реконструированный промышленный городок начала XX века) в североанглийском Дадли собралось аж 569,1 тыс. фолловеров. В 2020 году TikTok назвал аккаунт этого музея одним из 100 лучших в Великобритании, а издание Guardian после тщательно проведенного исследования сообщило, что он оказался самым посещаемым музеем в TikTok. И есть все основания утверждать, что в рейтинге 2022 года говорить о TikTok мы будем намного больше.

Музеи с самым большим числом подписчиков в соцсетях. Топ-20

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
5
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
6
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
7
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+