18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рейтинг российских музеев — 2021: маски, перчатки и надежды на лучшее

№91, май 2021
№91
Материал из газеты

Судя по откликам наших респондентов, наихудших сценариев удалось избежать. Однако учитывая чрезвычайные обстоятельства прошлого года, The Art Newspaper Russia публикует российский рейтинг музейной посещаемости в несколько ином формате, чем прежде

Петергоф по-прежнему один из самых посещаемых музеев России. Фото: Александр Демьянчук/ТАСС
Петергоф по-прежнему один из самых посещаемых музеев России.
Фото: Александр Демьянчук/ТАСС

Чума чумой, а рейтинг по расписанию. Он у нас ежегодный. Да, обстоятельства 2020 года оказались чрезвычайными и даже экстремальными, старожилы такого не припомнят. Однако музеи все-таки работали, пусть и с перерывами на локдауны и в условиях жестких ограничений. Причем сейчас уже понятно, что с точки зрения суровости антивирусных мер в Российской Федерации минувший год выдался отнюдь не самым беспощадным — в мире хватало примеров куда более радикальных, в том числе затрагивавших сферу культуры.

Тем не менее The Art Newspaper Russia на сей раз публикует российский рейтинг музейной посещаемости в несколько ином формате, чем прежде. Тут мы следуем нынешнему образцу мирового рейтинга. Отечественные институции расставлены по мере убывания абсолютной цифры числа посетителей за год, без разбивки музеев на категории — мы не обособляем столичные учреждения культуры от региональных и не формируем отдельные жанрово-тематические рейтинги. Что касается выставок, то решено ограничиться сведениями только о тех временных экспозициях, которые могут быть отнесены к разряду художественных, историко-художественных или литературно-художественных. В общей сложности информацией с нами поделились 87 музеев из разных регионов страны.

Вроде бы справились

В первые месяцы пандемии многие испытывали опасения насчет того, не начнутся ли в скором времени перебои с финансированием музеев, массовые сокращения работников и даже закрытия отдельных учреждений. Судя по откликам наших респондентов, наихудших сценариев удалось избежать. Хотя большинство предсказуемо расценило ситуацию пандемии как болезненный удар по музейной экономике, буквально все так или иначе удержались на плаву. Часто упоминаются меры поддержки со стороны властей — и федеральных, и местных (вторые, впрочем, значительно отстают). Среди таких мер — снижение плановых показателей, целевые субсидии, льготные кредиты. Правда, говорят об этом исключительно государственные институции. Частные же музеи (а их не так мало, в том числе в топе нашего рейтинга) ответили будто под копирку: «Поддержку не получали». В единичных случаях могла идти речь об отсрочке по уплате налогов, и ни разу — о помощи более действенной, по-настоящему эффективной.

Музей-заповедник «Казанский Кремль» лидирует по количеству посетителей в 2020 г. Фото: Юлия Батурина/Фотобанк Лори
Музей-заповедник «Казанский Кремль» лидирует по количеству посетителей в 2020 г.
Фото: Юлия Батурина/Фотобанк Лори

Удар по экономике — это прежде всего недополученные доходы, а они впрямую связаны с посещаемостью. Падение ее в процентах по сравнению с 2019 годом отражено в рейтинге. Цифры тут по преимуществу дву­значные, у некоторых институций переваливающие за 80%. Хотя встречаются и те, у кого отток посетителей оказался не слишком катастрофичным. Есть даже совсем уникальные случаи, когда посещаемость за 2020 год выросла — например, у Государственного музея-заповедника «Парк Монрепо». «В связи с карантином парк стал более востребован, — написали нам коллеги из Выборга, — увеличилось количество посетителей как из Петербурга, так и из других уголков страны. Поскольку туристические автобусные перевозки имели ограничения, люди приезжали семьями на машинах. Туристы выбирали прогулку по парку как наиболее безопасную форму проведения досуга в период пандемии».

Наверное, и другие исторические парки в окрестностях Северной столицы могли бы похвастать небольшим приростом за счет изнывавших от пандемии горожан, но фактическая отмена въездного туризма повлекла за собой обвал статистики. Минус 73% у Государственного музея-заповедника «Петергоф», минус 76% у «Царского Села» — и так далее. Похожим образом обстояли дела и в Москве, если говорить об объектах, традиционно привлекательных для иностранцев. Прежние мультимиллионные рекорды остались в воспоминаниях и у Государственного Эрмитажа, и у Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, и у Музеев Московского Кремля. А впереди всех (из числа художественных) оказался Государственный Русский музей — тоже с падением, но «всего лишь» на 50%.

«Любовная сцена» Джулио Романо в экспозиции «Линия Рафаэля.1520–2020». Фото: Государственный Эрмитаж
«Любовная сцена» Джулио Романо в экспозиции «Линия Рафаэля.1520–2020».
Фото: Государственный Эрмитаж

Казалось бы, ситуацию мог отчасти исправить внутренний туризм, но вспомните прошлогодние обстоятельства в их совокупности. Нельзя сказать, что они способствовали путешествиям по стране. Хотя наиболее подвижных наших сограждан агитировать не требовалось: засидевшиеся в карантине и лишенные всех заграничных маршрутов, они при любой возможности устремлялись куда угодно — лишь бы поезда ходили и самолеты летали. Но вообще-то туриндустрия держится не на порывистых энтузиастах. Внутренний туризм в 2020 году тоже просел весьма основательно, хотя наверняка меньше, чем въездной. Музеи не могли не ощутить последствий этого спада, который усугубил потери, понесенные в результате локдаунов как таковых. Последние в разных регионах объявлялись не синхронно и занимали разные промежутки времени. Общая их продолжительность в 2020 году варьировалась от четырех до восьми месяцев.

Среди психологических реакций на пандемию было отмечено такое явление, как утрата привычки к посещению «очагов культуры». Явление временное, конечно, однако для музеев малоприятное. Нынешняя повестка предполагает его максимально быстрое преодоление. Хотя зависит это не только от музейщиков.

Головокружение от виртуальных успехов

Когда почти все сидели на удаленке и лишь гадали, чего теперь ждать от будущего, чуть ли не единственным инструментом, способным помочь в противостоянии напастям, казался интернет. В музейной среде одни сразу поверили в его чудодейственные свойства, другие отнеслись скептически, но никаких иных путей все равно не было — и начался бурный расцвет виртуальных форматов. Первое время довольно хаотичный: не хватало бюджетов, грамотных кадров и, главное, понимания специфики жанра. Постепенно освоились почти все. Банальные видеоэкскурсии по закрытым экспозициям стали сменяться выверенными лекционными программами, сугубо онлайновыми выставками, стримами на YouTube-каналах, играми-конструкторами, флешмобами, подкастами, мультимедийными шоу.

Выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство», прошедшая в московском «Манеже» и организованная Музеем Фаберже, возглавила наш рейтинг. Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство», прошедшая в московском «Манеже» и организованная Музеем Фаберже, возглавила наш рейтинг.
Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Разумеется, эти форматы многие пытались использовать и до пандемии, но в новых обстоятельствах произошел буквально взрыв — количественный и качественный. Наши респонденты единодушно отмечают увеличение числа подписчиков на свои социальные сети; в ряде случаев рост наблюдался очень значительный, сопоставимый с потерями музейных посетителей в офлайне.

Хотя одновременно с виртуальными достижениями приходило и осознание, что замена не равноценна. Само по себе «покорение интернета» теми институциями, которые прежде не отличались здесь большой активностью, — дело важное и благое, но оптимально все это работает лишь в качестве дополнения к основной музейной миссии. Нет предела технологическому совершенству и изобретательности сценаристов, и тем не менее существует предел ментальный: мол, прекрасно, молодцы, хорошо придумали и сделали — а все же реальной встречи с музеем не хватает. Коронакризис действительно стимулировал развитие дигитальной составляющей музейного дела, но он же обозначил и необходимость сопрягать цифровое с предметным, материальным. Выстраивать баланс между первым и вторым — это уже задача для «мирного времени», которое, надеемся, вот-вот наступит. 

Рейтинг посещаемости музеев России. Топ-50

Рейтинги за 2020 год составлялись на основе данных, полученных газетой от музеев (эти цифры сопоставляются с данными за 2019 год, уточнявшимися с помощью АИС «Статистика» Министерства культуры РФ).


Рейтинг посещаемости художественных выставок в России. Топ-50

В рейтинге выставок рассматривались только художественные, историко-художественные и литературно-художественные выставки. Российские рейтинги самых посещаемых выставок основаны на цифрах, предоставленных музеями и выставочными залами по запросу нашей газеты. При составлении рейтинга самых посещаемых выставок мы учитывали те, что открылись строго в 2020 году и завершились не позднее апреля 2021 года. Топ выставок выстраивался по числу посетителей в день, а не по абсолютной посещаемости. В качестве сроков проведения выставок указываются даты начала и окончания их работы, без разбивки на периоды временного закрытия, как это происходило во многих случаях. Для уточнения реальной протяженности выставок приведено общее количество рабочих дней. Каждая площадка представлена не более чем четырьмя экспозициями.

* Бесплатный вход на выставку.
** Вход на выставку по общему и по отдельному билету.
*** Вход на выставку по общему билету в музей.


Российские музеи с самым большим количеством подписчиков в соцсетях. Топ-20

Данные приведены на 13 апреля 2021 года. 
Учитывались данные по следующим соцсетям: Facebook, Instagram, YouTube, Twitter, ВК, ОК. Полностью, с указанием числа подписчиков каждой из соцсетей, статистика опубликована в The Art Newspaper Russia за май 2021, стр. 26.

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Рейтинг посещаемости российских музеев за 2022 год: топ-50
Мы публикуем рейтинги посещаемости российских музеев ежегодно начиная с 2013-го и воспринимаем их как статистическое отражение реальной ситуации в музейной сфере. Для наших музеев 2022 год оказался не худшим
04.05.2023
Рейтинг посещаемости российских музеев за 2022 год: топ-50
3
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
4
Рейтинг посещаемости российских художественных выставок за 2022 год: топ-50
Топ-50 самых популярных российских выставок за 2022 год составлен на основании опроса, проведенного нашей редакцией. Во внимание принимались только художественные выставки или те, что содержали художественную составляющую
04.05.2023
Рейтинг посещаемости российских художественных выставок за 2022 год: топ-50
5
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
6
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
7
Музейный рейтинг, обратная связь: ни к старому, ни к новому, а к приемлемому
Приоритеты, тренды, активности и другие перспективные формы работы отечественных музеев — в нашем обзоре
04.05.2023
Музейный рейтинг, обратная связь: ни к старому, ни к новому, а к приемлемому
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+