18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Рейтинг российских музеев — 2021: маски, перчатки и надежды на лучшее

№91
Материал из газеты

Судя по откликам наших респондентов, наихудших сценариев удалось избежать. Однако учитывая чрезвычайные обстоятельства прошлого года, The Art Newspaper Russia публикует российский рейтинг музейной посещаемости в несколько ином формате, чем прежде

Чума чумой, а рейтинг по расписанию. Он у нас ежегодный. Да, обстоятельства 2020 года оказались чрезвычайными и даже экстремальными, старожилы такого не припомнят. Однако музеи все-таки работали, пусть и с перерывами на локдауны и в условиях жестких ограничений. Причем сейчас уже понятно, что с точки зрения суровости антивирусных мер в Российской Федерации минувший год выдался отнюдь не самым беспощадным — в мире хватало примеров куда более радикальных, в том числе затрагивавших сферу культуры.

Тем не менее The Art Newspaper Russia на сей раз публикует российский рейтинг музейной посещаемости в несколько ином формате, чем прежде. Тут мы следуем нынешнему образцу мирового рейтинга. Отечественные институции расставлены по мере убывания абсолютной цифры числа посетителей за год, без разбивки музеев на категории — мы не обособляем столичные учреждения культуры от региональных и не формируем отдельные жанрово-тематические рейтинги. Что касается выставок, то решено ограничиться сведениями только о тех временных экспозициях, которые могут быть отнесены к разряду художественных, историко-художественных или литературно-художественных. В общей сложности информацией с нами поделились 87 музеев из разных регионов страны.

Вроде бы справились

В первые месяцы пандемии многие испытывали опасения насчет того, не начнутся ли в скором времени перебои с финансированием музеев, массовые сокращения работников и даже закрытия отдельных учреждений. Судя по откликам наших респондентов, наихудших сценариев удалось избежать. Хотя большинство предсказуемо расценило ситуацию пандемии как болезненный удар по музейной экономике, буквально все так или иначе удержались на плаву. Часто упоминаются меры поддержки со стороны властей — и федеральных, и местных (вторые, впрочем, значительно отстают). Среди таких мер — снижение плановых показателей, целевые субсидии, льготные кредиты. Правда, говорят об этом исключительно государственные институции. Частные же музеи (а их не так мало, в том числе в топе нашего рейтинга) ответили будто под копирку: «Поддержку не получали». В единичных случаях могла идти речь об отсрочке по уплате налогов, и ни разу — о помощи более действенной, по-настоящему эффективной.

Удар по экономике — это прежде всего недополученные доходы, а они впрямую связаны с посещаемостью. Падение ее в процентах по сравнению с 2019 годом отражено в рейтинге. Цифры тут по преимуществу дву­значные, у некоторых институций переваливающие за 80%. Хотя встречаются и те, у кого отток посетителей оказался не слишком катастрофичным. Есть даже совсем уникальные случаи, когда посещаемость за 2020 год выросла — например, у Государственного музея-заповедника «Парк Монрепо». «В связи с карантином парк стал более востребован, — написали нам коллеги из Выборга, — увеличилось количество посетителей как из Петербурга, так и из других уголков страны. Поскольку туристические автобусные перевозки имели ограничения, люди приезжали семьями на машинах. Туристы выбирали прогулку по парку как наиболее безопасную форму проведения досуга в период пандемии».

Наверное, и другие исторические парки в окрестностях Северной столицы могли бы похвастать небольшим приростом за счет изнывавших от пандемии горожан, но фактическая отмена въездного туризма повлекла за собой обвал статистики. Минус 73% у Государственного музея-заповедника «Петергоф», минус 76% у «Царского Села» — и так далее. Похожим образом обстояли дела и в Москве, если говорить об объектах, традиционно привлекательных для иностранцев. Прежние мультимиллионные рекорды остались в воспоминаниях и у Государственного Эрмитажа, и у Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, и у Музеев Московского Кремля. А впереди всех (из числа художественных) оказался Государственный Русский музей — тоже с падением, но «всего лишь» на 50%.

Казалось бы, ситуацию мог отчасти исправить внутренний туризм, но вспомните прошлогодние обстоятельства в их совокупности. Нельзя сказать, что они способствовали путешествиям по стране. Хотя наиболее подвижных наших сограждан агитировать не требовалось: засидевшиеся в карантине и лишенные всех заграничных маршрутов, они при любой возможности устремлялись куда угодно — лишь бы поезда ходили и самолеты летали. Но вообще-то туриндустрия держится не на порывистых энтузиастах. Внутренний туризм в 2020 году тоже просел весьма основательно, хотя наверняка меньше, чем въездной. Музеи не могли не ощутить последствий этого спада, который усугубил потери, понесенные в результате локдаунов как таковых. Последние в разных регионах объявлялись не синхронно и занимали разные промежутки времени. Общая их продолжительность в 2020 году варьировалась от четырех до восьми месяцев.

Среди психологических реакций на пандемию было отмечено такое явление, как утрата привычки к посещению «очагов культуры». Явление временное, конечно, однако для музеев малоприятное. Нынешняя повестка предполагает его максимально быстрое преодоление. Хотя зависит это не только от музейщиков.

Головокружение от виртуальных успехов

Когда почти все сидели на удаленке и лишь гадали, чего теперь ждать от будущего, чуть ли не единственным инструментом, способным помочь в противостоянии напастям, казался интернет. В музейной среде одни сразу поверили в его чудодейственные свойства, другие отнеслись скептически, но никаких иных путей все равно не было — и начался бурный расцвет виртуальных форматов. Первое время довольно хаотичный: не хватало бюджетов, грамотных кадров и, главное, понимания специфики жанра. Постепенно освоились почти все. Банальные видеоэкскурсии по закрытым экспозициям стали сменяться выверенными лекционными программами, сугубо онлайновыми выставками, стримами на YouTube-каналах, играми-конструкторами, флешмобами, подкастами, мультимедийными шоу.

Разумеется, эти форматы многие пытались использовать и до пандемии, но в новых обстоятельствах произошел буквально взрыв — количественный и качественный. Наши респонденты единодушно отмечают увеличение числа подписчиков на свои социальные сети; в ряде случаев рост наблюдался очень значительный, сопоставимый с потерями музейных посетителей в офлайне.

Хотя одновременно с виртуальными достижениями приходило и осознание, что замена не равноценна. Само по себе «покорение интернета» теми институциями, которые прежде не отличались здесь большой активностью, — дело важное и благое, но оптимально все это работает лишь в качестве дополнения к основной музейной миссии. Нет предела технологическому совершенству и изобретательности сценаристов, и тем не менее существует предел ментальный: мол, прекрасно, молодцы, хорошо придумали и сделали — а все же реальной встречи с музеем не хватает. Коронакризис действительно стимулировал развитие дигитальной составляющей музейного дела, но он же обозначил и необходимость сопрягать цифровое с предметным, материальным. Выстраивать баланс между первым и вторым — это уже задача для «мирного времени», которое, надеемся, вот-вот наступит. 

Рейтинг посещаемости музеев России. Топ-50

Рейтинги за 2020 год составлялись на основе данных, полученных газетой от музеев (эти цифры сопоставляются с данными за 2019 год, уточнявшимися с помощью АИС «Статистика» Министерства культуры РФ).


Рейтинг посещаемости художественных выставок в России. Топ-50

В рейтинге выставок рассматривались только художественные, историко-художественные и литературно-художественные выставки. Российские рейтинги самых посещаемых выставок основаны на цифрах, предоставленных музеями и выставочными залами по запросу нашей газеты. При составлении рейтинга самых посещаемых выставок мы учитывали те, что открылись строго в 2020 году и завершились не позднее апреля 2021 года. Топ выставок выстраивался по числу посетителей в день, а не по абсолютной посещаемости. В качестве сроков проведения выставок указываются даты начала и окончания их работы, без разбивки на периоды временного закрытия, как это происходило во многих случаях. Для уточнения реальной протяженности выставок приведено общее количество рабочих дней. Каждая площадка представлена не более чем четырьмя экспозициями.

* Бесплатный вход на выставку.
** Вход на выставку по общему и по отдельному билету.
*** Вход на выставку по общему билету в музей.


Российские музеи с самым большим количеством подписчиков в соцсетях. Топ-20

Данные приведены на 13 апреля 2021 года. 
Учитывались данные по следующим соцсетям: Facebook, Instagram, YouTube, Twitter, ВК, ОК. Полностью, с указанием числа подписчиков каждой из соцсетей, статистика опубликована в The Art Newspaper Russia за май 2021, стр. 26.

Самое читаемое:
1
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
2
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
3
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
4
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
5
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
6
Наследие конструктивизма в руинах: снос здания дирекции Парка Горького
Вместо здания дирекции Парка Горького в Москве, которое ведет свою историю с XIX века и перестраивалось в эпоху конструктивизма, решено возвести общественное пространство с зонами торговли и общепита
17.01.2025
Наследие конструктивизма в руинах: снос здания дирекции Парка Горького
7
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+