«Электрические» работы Эрвина Осена и Эгона Шиле выставили в Вене

В Музее Леопольда показывают найденные на чердаке портреты пациентов неврологического отделения, сделанные Эрвином Осеном, другом и моделью Эгона Шиле

Эгон Шиле. Портрет Эрвина Осена. 1910. Фото: Leopold Museum/Manfred Thumberger
Эгон Шиле. Портрет Эрвина Осена. 1910.
Фото: Leopold Museum/Manfred Thumberger

В начале ХХ века Вена пользовалась репутацией столицы медицинского знания, основанного на экспериментальных исследованиях. Сюда съезжались врачи, многие из которых были коллекционерами искусства и заказывали работы художникам-новаторам. В числе таких медиков был специалист по электротерапии Стефан Еллинек. Именно в той больнице, где он возглавлял неврологическое отделение, в 1915 году дважды проходил лечение Эрвин Осен — друг и модель австрийского экспрессиониста Эгона Шиле.

Осен тоже был художником, и сейчас в Музее Леопольда в Вене проходит выставка «Электричество тела. Эрвин Осен и Эгон Шиле». Во время пребывания в больнице Осен по заказу Еллинека создавал портреты других пациентов. Эта серия рисунков, вывезенная врачом в Великобританию в 1939 году, лишь недавно была обнаружена на чердаке его дома. Произведения у наследников купил Музей Леопольда, и теперь вокруг них строится вся экспозиция. Одной из ключевых работ стал портрет Осена, написанный Шиле.

«Говорят, что Вена — столица души, Фрейда и бессознательного, но в то же время это и столица тела», — говорит Верена Гампер, курирующая выставку вместе с Джеммой Блэкшоу. Наряду с психологически и физиологически проницательными произведениями Осена, созданными для Еллинека, в Музее Леопольда экспонируются портреты пациентов психиатрической лечебницы, которые художник сделал двумя годами ранее. Среди работ Шиле можно увидеть изображения беременных женщин и новорожденных младенцев, созданные им во 2-й Женской клинике Вены в 1910 году.

Посмотреть цифровую версию выставки можно здесь, а как выглядит экспозиция в музее — здесь.

Музей Леопольда
Электричество тела. Эрвин Осен и Эгон Шиле
До 26 сентября

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+