18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Объять необъятное: антиквариат, совриск, винтаж, драгоценности и ретроавто

В Гостином Дворе проходит 46-й Российский антикварный салон. На этот раз стенды галерей классического искусства соседствуют с программой «Арт Москва» — мини-ярмаркой современного искусства и дизайна, а также с целой улицей ювелирных брендов

После грустной череды переносов и отмен (ярмарка дважды переносилась и так и не состоялась в 2020 году из-за пандемии) Российский антикварный салон наконец смог открыть свои двери для ВИП-гостей вечером во вторник и продолжает работу для всех желающих до воскресенья, 25 апреля. Впереди насыщенные выходные, на которые устроители и участники ярмарок обычно возлагают большие надежды в плане активизации продаж, заключения сделок и работы с клиентами. Но прошедшие три дня Салона уже дают возможность поделиться впечатлениями от мероприятия и подвести промежуточные итоги. Первое и главное достижение организаторов — то, что ярмарка состоялась и проходит очно, без онлайн-симулякров. Бесценна сама возможность посмотреть произведения вживую (даже если они уже примелькались на салонах — после долгого перерыва их узнаешь как старых знакомых), пообщаться с галеристами, коллекционерами, дилерами и другими участниками арт-рынка. Народу в этот раз много. На превью ярмарки во вторник было не протолкнуться; перед церемонией официального открытия (дабы избежать излишней публичности) на стендах были замечены даже такие крупные коллекционеры, как Петр Авен. Позже на вернисаж прибыли звездные коллекционеры: телеведущий Андрей Малахов и адвокат Александр Добровинский, руководитель Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова и многие другие.

Еще до пандемии Российский антикварный салон освоил такую популярную схему международных арт-ярмарок вроде бельгийской BRAFA, где антиквариат, современное искусство и коллекционный дизайн выставляются в рамках одного мероприятия. Всего набралось 200 участников, и это совершенно невозможный нигде, кроме России, масштаб ярмарки в наши дни. На открытии ее бессменный организатор Василий Бычков назвал этот Салон удачным экспериментом, который поможет нивелировать границы между старым искусством и новым. «Мы, как всегда, представили блестящий срез антикварного рынка на нашей ярмарке и пригласили к участию замечательных людей современного искусства», — сказал он журналистам.

Ярмарка начинается с квартала антиквариата — 50 российских галерей, занимающихся классическим искусством, в том числе европейскими старыми мастерами, но в основном русскими художниками — от времени передвижников до второй половины ХХ века. Галереи — завсегдатаи этого раздела, как обычно, подготовили несколько блестящих тематических экспозиций. Так, в «Элизиуме» — произведения русских классиков, привезенные ими из творческих путешествий и пенсионерских поездок (Василий Верещагин, Гавриил Кондратенко, Иосиф Крачковский, Василий Поленов), а также традиционная тема галереи — художники русского зарубежья, тут выделяются монументальное панно Георгия Артемова ($200 тыс.), «Портрет Чарльза Генри Форда» Павла Челищева ($100 тыс.) и супрематическая композиция Нади Ходасевич-Леже. У Александра Киселева, который представлен еще под старым брендом «Даев, 33», хотя буквально на днях перебрался на новое место в 3-й Донской переулок, 1, — почти пуантилистский Николай Мещерин (2 млн руб.), необычный Самуил Адливанкин (1,4 млн руб.) и — неожиданно — крупнейший венгерский художник Йожеф Риппль-Ронаи, оцененный несколько ниже, чем на западных аукционах (5 млн руб.).

Тяжеловесная роскошь русского декоративно-прикладного и ювелирного искусства (Овчинников, Сазиков, Фаберже, Хлебников, Императорские фарфоровый и стеклянный заводы), иконы в драгоценных окладах — все это можно найти на стенде Антикварного салона на Кутузовском, 24. У него, скорее, не тематическая экспозиция, но специализация — «поставщики двора его императорского величества», дополненные узнаваемыми с первого взгляда Поленовым и Шишкиным (характерный сюжет, хороший сюжет, все необходимые экспертизы — словом, то, что раньше называлось «как из „Родной речи“»), которые были проданы еще до официального открытия Салона. Среди признанных шедевров — редчайшие фарфоровые вазы в неорусском стиле эпохи Николая II (ИФЗ, $200 тыс.) и украшенная эмалью шкатулка 11-й Московской артели с изображением «Богатырей» Виктора Васнецова (начало ХХ века), оцененная в $250 тыс. руб.

Объединенный стенд галереи «Веллум», «Русская усадьба» и Arbat Fine Art отчасти перекликается с открывшейся одновременно с Антикварным салоном выставкой «Охотники за искусством» в Музее русского импрессионизма, представляющей знаменитые советские частные собрания. Тематическая экспозиция галерей на ярмарке называется «Комната коллекционера» и умело сочетает русскую мебель карельской березы с русской живописью от классики до нонконформизма, в частности работы Алексея Саврасова, Бориса Григорьева ($200 тыс.) и Дмитрия Плавинского ($80 тыс.).

Ностальгии по Парижу, реальному, но пока недоступному из-за закрытых границ, а также литературно-художественному, воспетому русскими эмигрантами в 1920–1930-х годах, посвящен стенд галереи «Коллекцiонеръ Клуб». Здесь можно найти работы Константина Горбатова, Константина Коровина (живописный «Ноктюрн» 1922 года за $600 тыс.), Зинаиды Серебряковой, Александра Яковлева, а также эскиз плаката Константина Сомова к выставке русского искусства 1924 года в Нью-Йорке и великолепную «Соколиную охоту» Александра Волкова ($350 тыс.).

Продвигаясь в глубь атриума Гостиного Двора, из помпезной и консервативной экспозиции антикварных галерей вдруг попадаешь в стерильное пространство современного искусства: белые стены, обилие воздуха (застройка стендов у антикваров по принципу комнат подсмотрена на западных ярмарках вроде TEFAF и BRAFA). В современном разделе, который организаторы назвали программой «Арт Москва» в память о знаменитой когда-то российской ярмарке актуального искусства, представлено 30 галерей. За подбор участников, специализирующихся на современном искусстве и коллекционном дизайне, отвечал Дмитрий Ханкин из «Триумфа». Такой формат living together, то есть сосуществования современности и классики, был опробован на ярмарках Russian Art and Antique Fair, также организованных компанией «Экспо-парк» и проходивших в московском Манеже в 2018–2019 годах.

Последний допандемийный Российский антикварный салон осенью 2019 года также включал галереи современного искусства, но в этот раз их присутствие стало более заметным. Среди участников этой секции — Владимир Овчаренко сразу с двумя проектами, галереей Ovcharenko (работы Сергея Браткова) и аукционом Vladey (за деревянным «дачным» забором — работы питерского художника Нестора Энгельке, выполненные на досках методом рубки топором по ним). Присутствие аукционных домов среди галерей, табуированное на западных ярмарках, тут никого не смущает. Еще один проект, непосредственно связанный с торгами, — галерея «21-й век», основанная в 2020 году Мариной Молчановой (в антикварном разделе у нее же стенд галереи «Элизиум»). Произведения художников галереи участвуют в кураторских онлайн-аукционах «21-й век. Современное российское искусство» на портале Artinvestment.ru. Экспозиция в рамках программы «Арт Москва» называется «Белый, синий, красный», среди ее участников — художники Алексей Ваулин, Диана Воуба, Наталья Жерновская, Игорь Кислицын, Кирилл Протопопов.

Также в современном разделе ярмарки представлены галерея «Триумф» с триптихом Allegoria Sacra арт-группы AES+F, селфи-башней арт-группы Recycle Group, работами Александра Виноградова и Владимира Дубосарского; Askeri Gallery и ее традиционный пул художников — Даниэль Закх, Павел Полянский, Глеб Скубачевский; галерея «Культпроект» с мини-экспозицией «Такие разные пейзажи» (Евгения Буравлева, Алексей Ланцев, Егор Плотников); галерея Boccara Art — она показывает современных корейских художниц Ким Джонг Йон и Хан Аэ Канг. Впервые участвует галерея Artstory с произведениями французской художницы русского происхождения Маши Шмидт и художников Ани и Андрея Абакумовых, работающих в необычной технике рисования нитями — стринг-арт.

Следующая остановка в путешествии по 46-му Российскому антикварному салону — ювелирная улица, где расположились стенды ведущих российских брендов. За ювелирами — тот раздел, который называли «третьим этажом» в те времена, когда антикварные салоны проходили в Центральном доме художника. Это стенды с бюджетным антиквариатом, старинными предметами быта, винтажем, неатрибутированной живописью и прочими милыми вещицами, не попадающими под определение «культурные ценности». Такой формат блошиного рынка неизменно пользуется популярностью у посетителей Салона. Там торговля идет бойко, хотя с экспозиционной точки зрения этот раздел все так же плохо вписывается в общее оформление ярмарки. По бокам от основной застройки — ретроавтомобили, некоммерческие экспозиции и стенды с профильной прессой. Словом, это что угодно, но больше не знакомый нам по ЦДХ Российский антикварный салон, и, кажется, это перемены к лучшему.

Материалы по теме:
«Арт Москва» возвращается
Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+