18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Загадочный дивный сад: всё травы да цветы

№90
Материал из газеты

В Англии восстанавливают необычные фрески церкви Святого Марка

В деревне Аппер-Хейл, что неподалеку от городка Фарнем в английском графстве Суррей, стоит скромная викторианская церковь Святого Марка. Но она таит в себе уникальное внутреннее оформление: стены пресвитерия украшены сияющими фигурами в человеческий рост, стоящими среди цветущих лугов. Судя по всему, это полностью самостоятельная работа местной художницы, созданная более века назад.

Изначальное убранство каменной церкви, больше напоминающей амбар, было предельно лаконичным. Жители деревни построили ее из пожертвованных материалов без фундамента и капитальной крыши (сейчас обе проблемы уже решены). А вот росписи на стенах здания необычны. Откровенно религиозный характер носят только сцена Благовещения в центре композиции и фигуры ангелов на арке пресвитерия; остальные фрески представляют собой аллегорические изображения времен года и явлений природы с узнаваемыми местными пейзажами.

Стены церкви сильно повреждены в результате отслоения краски, скопления сажи, проникновения воды и неудачной реставрации, проведенной в 1946 году другим художником-любителем. Сейчас удалось собрать средства на реставрацию, которая должна пройти уже этой весной.

Живущий неподалеку реставратор живописи Ник Сиверсуэй по крупицам собирал информацию об этих фресках. Известно, что художницу звали Китти Милрой, большую часть своей долгой жизни она прожила в этой же деревне. Сиверсуэй уверен, что Милрой получила художественное образование. «Это смелая роспись, хорошо организованная, распланированная с математической точностью, огромный проект одной женщины, очень талантливой».

Прихожане и члены крае­ведческого клуба нашли старые фотографии, подтверждающие версию о том, что в качестве моделей Милрой использовала местных жителей. Одна из ее сестер изображена в виде аллегории дождя, деревенский мальчишка увековечен в образе херувима, а черты садовника, работавшего на ее семью, узнаваемы в изящной фигуре солнца. Но многие тайны еще не разгаданы, в том числе вопрос о том, где Милрой получила образование и что вдохновило ее на создание фресок. К старости она потеряла слух, и, судя по фотопортрету в очках с массивными стеклами, зрение Милрой тоже сильно ухудшилось, что положило конец ее художественной карьере.

Единственная заметка о церкви в местной газете Surrey Advertiser за январь 1915 года сообщает, что «мисс К. Милрой» закончила торцевую стену. Вероятно, она продолжала работу над росписями все военные годы, но часть приходских архивов утрачена (рассказывают, что бывший викарий сжег многие старые бумаги). Пока не удалось найти ничего, что помогло бы ответить и на интригующий вопрос о том, была ли Милрой знакома с Мэри Уоттс, женой художника-символиста викторианской эпохи Джорджа Фредерика Уоттса, которая создала еще более смелое оформление часовни в Комптоне — всего в 16 км отсюда.

«Это не проходная любительская работа, — говорит Сиверсуэй. — Китти была достойной художницей и заслуживает, чтобы ее имя помнили. Нам предстоит узнать о ней еще многое».  

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
6
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+