18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Мавзолей Августа ждет первых визитеров

№90
Материал из газеты

Грандиозный архитектурный ансамбль обещает стать одним из самых популярных памятников Рима

После долгих десятилетий запустения массивный круглый мавзолей Октавиана Августа, возведенный первым правителем Римской империи в 28 году до н. э., в марте вновь открылся для публики. Благодаря большому реставрационному проекту стоимостью €11 млн, включавшему среди прочего сложные раскопки на глубине приблизительно 6 м, создана пешеходная зона вокруг сооружения и музейный маршрут внутри него.

Один из крупнейших памятников Древнего Рима, мавзолей пустовал с 1936 года, скрытый за кипарисами и заросший сорняками. Его бурная история знавала использование в качестве форта, сада скульптур, а также, с XVIII по XX век, амфитеатра для корриды, площадки для фейерверков, театральных представлений и концертов. Диктатор Бенито Муссолини одно время собирался восстановить мавзолей Августа, чтобы превратить его в собственную усыпальницу, но эти его амбициозные планы потеряли актуальность с началом Второй мировой войны.

Процесс восстановления памятника начался только в 2007 году — с раскопок внешней территории перед ним. Позднее, с 2016 по 2019 год, как рассказывает Себастьяно Ла Манна, муниципальный архитектор, отвечающий за практическую реализацию восстановительных работ, была проведена консервация приблизительно 14 тыс. кв. м каменной кладки «античного и более позднего сооружения». Финальный этап, включавший установку освещения, систем отопления и видеонаблюдения для музея, был осуществлен совсем недавно при поддержке фонда телекоммуникационной группы TIM, который выделил на проект €6 млн.

Специальный маршрут будет вести посетителей по 12 комнатам со сводчатыми потолками, а затем вверх, к панорамным мосткам на крыше. Три лестницы укрепили при помощи стальных стержней, а ведущую на крышу винтовую лестницу полностью перестроили. «Особое внимание было уделено устранению архитектурных барьеров», — говорит Ла Манна. Для облегчения доступа посетителям на колясках установлены специальные подъемники.

Тем не менее план защитить памятник от непогоды при помощи купола из стекла и стали пока находится в стадии обсуждения. «Принятие какого бы то ни было решения было отложено по причинам финансового характера», — поясняет Ла Манна. Центральный цилиндр мавзолея, в котором располагается гробница Августа, тоже еще только ждет реставрации.

После окончательного завершения запланированных работ в 2022 году впервые за несколько столетий будет открыт для обзора древнеримский каменный пол. Ла Манна рассказывает, что на многих камнях из его кладки сохранились отметки, которые строители использовали для маркировки мрамора более 2 тыс. лет назад. Мавзолей может стать «одним из самых интересных и популярных мест в городе как для туристов, так и для римлян», предсказывает он. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+