18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Биеннале трудных вопросов и жестких ограничений

Подтверждены даты и программа XVII Архитектурной биеннале в Венеции. Она станет самой труднодоступной из всех предшествующих

XVII Архитектурная биеннале в Венеции откроется 22 мая и продлится до 21 ноября. Даты были объявлены организаторами еще год назад, но поскольку они уже менялись, то опасения и сомнения оставались. Первый раз открытие биеннале перенесли с 23 мая на 29 августа 2020 года, а потом было принято решение отложить этот важный архитектурный смотр на год.

Заявленная тема биеннале «Как мы будем жить вместе?», названная куратором Саркисом Хашимом еще два года назад, не изменилась. Хотя во время пандемии и закрытия границ остро встала обратная проблема: как жить отдельно? Однако Хашим уверен, что его вопрос сегодня стал еще актуальнее, пусть и звучит «несколько иронично». В пресс-релизе биеннале приведено его рассуждение: «Возможно, это действительно совпадение, что такая тема была предложена за несколько месяцев до пандемии. Однако многие причины, которые изначально побудили нас задать этот вопрос: усиливающийся климатический кризис, массовая миграция населения, политическая нестабильность во всем мире и растущее расовое, социальное и экономическое неравенство, — среди прочего и привели нас к пандемии».

Основной проект биеннале — выставка, подготовленная Хашимом, — состоит из пяти тематических разделов. В Центральном павильоне в Джардини покажут два — «Через границы» и «Как одна планета», а «Среди разнообразных существ», «Новые сообщества» и «Новые домохозяйства» можно будет увидеть в Арсенале. Всего в выставке примут участие 112 авторов из 46 стран. В пресс-релизе отмечено, что среди них больше (если сравнивать с прошлой биеннале) людей из стран Африки, Латинской Америки и Азии, а также «сопоставимо» соотношение мужчин и женщин. Ранее было также заявлено, что в основном проекте ставка делается на молодежь. Оказалось, что двум участникам выставки 33 года, а возраст большинства — от 40 до 50 лет, несколько человек даже старше.

Также в Центральном павильоне будут показаны внеконкурсные проекты: исследование десятка институций разных стран о различных сообществах, спецпроект знаменитой израильской художницы Михаль Ровнер «Культура — C1», спецпроект под названием «Коллективная выставка: будущая ассамблея» (имеется в виду Ассамблея ООН) берлинской Studio Other Spaces художника Олафура Элиассона и дизайнера Себастьяна Бемана.

«Как мы будем жить вместе?» — не единственный вопрос биеннале. В Форте-Маргера в Местре будет демонстрироваться международный проект «Как мы будем играть вместе?», посвященный детским играм. В Джардини на открытом воздухе появится австрийская «Спортплатформа», отвечающая на вопрос «Как мы займемся спортом?».

Свои национальные павильоны откроют 63 страны. В павильоне России сначала должен был состояться конкурс на реконструкцию здания, но в связи с переносом биеннале посетители смогут увидеть уже его итоги. Терем, построенный по проекту Алексея Щусева в 1914 году, откроется к лагуне и сменит цвет с охристого на зеленый. Работы велись по проекту молодого российско-японского бюро KASA (Александра Ковалева и Кей Сато) при участии венецианского архитектурного бюро MAP, инженерно-проектной компании TTE (Tecnobrevetti Team Engineering) и студии 2050+.

Высшая награда — «Золотой лев» за вклад в архитектуру — второй раз в истории биеннале присуждена посмертно. Прославленная Лина Бо Барди ушла из жизни в 1992 году в возрасте 78 лет. Свой выбор (а кандидатуру на награду предлагает куратор биеннале) Саркис Хашим обосновал так: «Ее карьера дизайнера, редактора, куратора и активиста напоминает нам о роли архитектора как организатора и, что важно, как создателя коллективных видений. В ее руках архитектура становилась поистине социальным искусством».

Лина Бо Барди родилась и получила образование в Риме, в 1946-м вместе с мужем Пьетро Марией Барди уехала в Сан-Паулу. В Бразилии она и сформировалась как архитектор, последовательный модернист. Одна из самых известных ее работ — Художественный музей Сан-Паулу, где куратором был ее муж. В их доме со стеклянными стенами сейчас находится Институт Барди, сохраняющий и пропагандирующий наследие супругов. Представителям этого института и будет вручен «Золотой лев».

Организаторы биеннале, как и следовало ожидать, предпримут ряд серьезных мер, необходимых во время пандемии. Входные билеты будут продаваться только онлайн, так что количество посетителей будет подконтрольно. Входы в Арсенал и Джардини оборудуют термосканерами, которые не пропустят никого с температурой выше 37,5 °C. Маски придется носить и в помещениях, и на открытых территориях, сохраняя дистанцию в 1 м.

Разумеется, посетителей и без этих ограничений было бы гораздо меньше, чем обычно. Закрытые границы не предполагают никаких привычных толп при входе и плотных очередей в павильоны. Но биеннале продлится полгода, так что есть слабая надежда, что самая знаменитая всемирная архитектурная выставка будет доступна не только итальянцам.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+