Коллекция Центра Помпиду отправится на гастроли, пока тот будет закрыт на ремонт

Турне крупнейшего в Европе собрания модернизма и современного искусства, насчитывающего 120 тыс. работ, позволит кураторам сохранить свои рабочие места

Девушка на фоне работ художника Эрика Булатова. Выставка «КОЛЛЕКЦИЯ! Современное искусство в СССР и России 1950–2000 годов», 2016–2017 гг. Фото: Jérémie + Emilie/Центр Помпиду
Девушка на фоне работ художника Эрика Булатова. Выставка «КОЛЛЕКЦИЯ! Современное искусство в СССР и России 1950–2000 годов», 2016–2017 гг.
Фото: Jérémie + Emilie/Центр Помпиду

Министерство культуры Франции приняло решение полностью закрыть Центр Помпиду на время проведения ремонтных работ, которые должны продлиться с конца 2023 по конец 2026 года и обойтись приблизительно в €200 млн. Президент парижской институции Серж Лавинь планирует сделать так, чтобы коллекция музея, насчитывающая почти 120 тыс. произведений искусства, «как можно больше» в это время ездила по Франции. «Это крупнейшее в Европе собрание модернизма и современного искусства принадлежит всем жителям Франции, поэтому наш долг — показать его как можно более широкой аудитории», — рассказал он The Art Newspaper. Команды кураторов останутся в штате и будут заниматься организацией выставок на сторонних площадках.

Лавинь говорит, что музей уже успел получить «множество предложений о сотрудничестве» из разных частей страны. Эти проекты, по его словам, «обретут более конкретную форму в ближайшие месяцы». Период ремонта даст возможность «завязать долгосрочные отношения» и увеличить присутствие Центра Помпиду в регионах. Центр Помпиду в Меце, построенный по проекту архитектора Шигеру Бана аванпост музея на северо-востоке Франции, станет «ведущей площадкой» на это время.

У Центра Помпиду есть планы и ближе к Парижу. В 2025 году он откроет «фабрику искусства» в Масси, южном пригороде столицы, который называют Кремниевой долиной Франции из-за расположенного здесь кластера ИT-стартапов. Комплекс площадью 22 тыс. кв. м будет использоваться для хранения и реставрации произведений искусства, а также как исследовательский центр, организованный совместно с расположенным неподалеку Университетом Париж-Сакле. Кроме того, здесь появится «экспериментальное культурное пространство» площадью 2,5 тыс. кв. м, где будут проходить выставки, выступления, конференции, кинопоказы и мастер-классы. «Это будет эпицентр нашей деятельности за пределами Парижа», — говорит Лавинь.

Центр Помпиду. Фото: Центр Помпиду
Центр Помпиду.
Фото: Центр Помпиду

Музей уже сотрудничает с администрацией Тулона на юге страны, где проходят ежегодные выставки экспонатов из его коллекции дизайна, и с властями Клермон-Феррана в Центральной Франции, где два года назад он открыл детский «центр посвящения в искусство».

Серж Лавинь обещает, что во время ремонта в парижском музее «не будет никаких сокращений», что ожидаемо в стране с невероятно влиятельными профсоюзами. «Сотрудникам службы охраны, чьи должности сильнее всего затронет продолжительное закрытие, предложат варианты переподготовки, — рассказывает он. — Никого не обойдут стороной, и конструктивный диалог с представителями профсоюза будет идти непрерывно».

А вот самому Лавиню найдут замену еще до запланированного закрытия. Министерство уже ведет отбор кандидатов на его место, который продлится до 30 апреля. Новый президент музея должен приступить к своим обязанностям с 29 июня. В число его приоритетных задач во время первого срока на посту войдут воплощение генерального плана реконструкции 2023–2027 годов, обеспечение присутствия коллекции «вне стен здания и в регионах» в период закрытия Центра Помпиду и во время Олимпийских игр — 2024 в Париже, а также подготовка культурной программы, с которой музей вернется к работе в 2027 году, когда будет отмечать 50-летие.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Что такое народное творчество сегодня, как проявляются представления о красоте в бытовой жизни, что превращает наивные поделки в настоящие произведения искусства — на эти вопросы пытается ответить проект «Эстетика бриколажа» в Музее ДПИ
01.08.2022
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+