18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Биржа высокохудожественного труда

№89
Материал из газеты

Новый парижский музей, созданный миллиардером и меценатом Франсуа Пино для размещения своей коллекции современного искусства, готов распахнуть двери перед публикой

В свои 84 года Франсуа Пино, владелец аукционного дома Christie’s и концерна Kering, обладатель пятого по размеру состояния во Франции, наконец предельно близок к осуществлению давней мечты. Собрав огромную международную коллекцию искусства XX–XXI веков, насчитывающую свыше 5 тыс. произведений множества художников — от Сая Твомбли до Джеффа Кунса, магнат на протяжении двух десятилетий стремился открыть в Париже собственный музей. И вот Bourse de Commerce — Pinault, здание в двух кварталах от Лувра и в десяти минутах ходьбы от Центра Помпиду, уже ждет посетителей. Осталось получить лишь официальный сигнал, чтобы все заработало.

Проект давался нелегко. Еще в 2000 году Пино нашел площадку на Сегене, небольшом острове, окруженном узким кольцом Сены. Однако к 2005 году преобразование в музей бывшего завода Renault по проекту лауреата Прицкеровской премии, японского архитектора Тадао Андо, требовавшее €150 млн, забуксовало из-за административных сложностей. К тому же в промзоне требовались серьезная очистка воды и почвы, строительство новых мостов.

Тогда миллиардер вместе с Андо и своим главным советником Жан-Жаком Айягоном, бывшим министром культуры и экс-главой Центра Помпиду, а ныне директором коллекции Пино, переключил внимание на Венецию. В результате там появилось целых два его музея — Палаццо Грасси и Пунта делла Догана, открытые в 2006 и 2009 годах соответственно.

А через несколько лет Айягону сообщили, что в Париже появилась отличная незанятая площадка — бывшая торговая биржа. Этот памятник архитектуры, конечно, больше соответствовал амбициям Пино, чем заброшенный завод. Однако и перепланировка здания биржи оказалась сопряжена с немалыми трудностями.

Бережная реставрация, совмещенная с реконструкцией, была осуществлена в срок. Тем не менее ввод объекта в строй неоднократно откладывался, в том числе из-за пандемии COVID-19. Даже при уже назначенной дате открытия — 23 января 2021 года — в последний момент его пришлось передвинуть из-за очередного ужесточения карантинных мер.

Открытие художественной институции в коронавирусную эпоху само по себе подвиг. Согласно опросу, проведенному в мае 2020 года Международным советом музеев, каждый третий музей или галерея намерены сократить пространство и персонал, а каждое десятое учреждение из-за кризиса может закрыться навсегда. Как же кризис повлиял на планы Пино? «Пандемия дала нам время на раздумья, — отвечает Айягон. — Оценивая масштабы, в которых люди и мир в целом пострадали от этого вируса, Франсуа Пино решил, что наша первая выставка должна быть столь же серьезной, как и ситуация, в которой мы оказались». Недаром же директор Bourse de Commerce Мартен Бетено в недавнем интервью утверждал, что коллекция Пино «впитывает» мировую ситуацию и актуальные проблемы, будь то «политические, социальные, гендерные, расовые или постколониальные». 

В планах магната — сделать коллекцию максимально доступной, поэтому команда нового музея готовит ряд выставок и на других площадках. Среди них — персональные экспозиции Анри Картье-Брессона в Национальной библиотеке Франции и Джеффа Кунса в Музее цивилизаций Европы и Средиземноморья в Марселе. Предполагается, что музей Bourse de Commerce и дальше будет сотрудничать с государственными коллекциями, обмениваясь экспонатами и проводя совместные выставки. 

Франсуа Пино и его вечный соперник Бернар Арно, глава концерна LVMH и основатель Фонда Louis Vuitton, который открыл свой музей в Париже в 2014 году, существенно изменили французский культурный ландшафт. Этому процессу немало способствовал закон 2003 года, стимулирующий частный и корпоративный патронаж щедрыми налоговыми льготами. Если из-за Brexit финансовый центр Европы сместится из Лондона в Париж, сможет ли французская столица вновь стать главным международным центром культурного притяжения? «Мы, безусловно, надеемся, что в Париже закипят дела, — говорит Айя­гон. — И конечно, Bourse de Commerce очень хочет сыграть в этом значимую роль». 


Реставрация и реконструкция Биржи

В XVI столетии в этой части парижского района Ле-Аль располагалось поместье королевы Екатерины Медичи, от него до наших дней сохранилась лишь одна дорическая колонна. В 1760-е годы здесь по проекту Николя Ле Камю де Мезьера возвели хлебный рынок — круглое в плане двухэтажное здание с открытым внутренним двором, который впоследствии был накрыт куполом — сначала деревянным (1783), а после пожара металлическим (1811). В 1885 году оно было перестроено архитектором Анри Блонделем, сохранившим исходную планировку. В 1889-м здесь расположилась торговая биржа, и с тех пор здание использовалось для различных форм коммерческой деятельности, пока в 2016-м его долгосрочным арендатором не стал Франсуа Пино.

Поскольку Биржа признана историческим памятником, ее приспособление под музей требовало сочетания реконструкции с реставрацией. В частности, прежний металлический купол был заменен на современный стеклянный, однако монументальные потолочные росписи XIX века вместе с другим декором удалось сохранить. Оставлены на своих местах и колонна Медичи, и исторические лестницы в форме двойной спирали. Тадао Андо в своем проекте вел диалог с архитектурой прошлого, однако применял и радикальные решения, например вписал в главную ротонду огромный железобетонный цилиндр. Общая выставочная площадь музея сейчас составляет 6,8 тыс. кв. м, причем это пространство может трансформироваться в зависимости от задач.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+