Биеннале в Кванджу осмысляет путь страны за 40 лет

№89, март 2021
№89
Материал из газеты

В центре внимания художников — восстание 1980 года в Южной Корее

Санхо Ли. «Стремление к объединению Кореи». 2014. Фото: собственность автора
Санхо Ли. «Стремление к объединению Кореи». 2014.
Фото: собственность автора

На Западе мало кто слышал о восстании в Кванджу — кровавом конфликте, который начался в 1980 году как мирная продемократическая акция протеста и привел к 2 тыс. смертей после того, как правительство объявило военное положение во всей стране. Это переломное событие можно назвать своего рода предвестником не менее трагических событий на пекинской площади Тянь­аньмэнь, произошедших девятью годами позже. Но, в отличие от случившегося в Китае, восстание в корейском Кванджу в конечном итоге стало важным шагом на пути от милитаризованной деспотичной автократии к сегодняшней энергичной, открытой миру и прогрессивной демократии.

Биеннале в Кванджу, шестом по численности населения городе Южной Кореи, была учреждена в 1995 году в том числе для того, чтобы исследовать неоднородное воздействие восстания на южнокорейское общество. В этом году, 40 лет спустя, биеннале, как говорят ее арт-директора Дефне Айас и Наташа Гинвала, «прямо заявит» о том, что эти события по-прежнему остаются «животрепещущими и актуальными».

Эмо де Медейрос. Kaleta / Kaleta. 2016. Фото: собственность автора
Эмо де Медейрос. Kaleta / Kaleta. 2016.
Фото: собственность автора

Биеннале, получившая название «Умственный подъем, духовный поворот», открылась в феврале и проходит на различных площадках города. Она представляет произведения 69 художников, по большей части из Южной Кореи и соседних стран, в том числе фотографа-документалиста Кап Чхоль Ли и художника Санхо Ли; в программу вошла 41 новая работа, созданная по специальному заказу. Из-за пандемии значительную часть кураторских и производственных задач организаторы решали в удаленном режиме из семи разных стран. 

«Для принимавших участие в событиях 1980 года это по-прежнему неизжитая травма, — рассказывает Гинвала, в данный момент находящаяся на Шри-Ланке, — но в среде более молодых людей царят забвение и безразличие, а в определенных кругах общества сформировалась целая культура отрицания». Отдельные ультраправые группы продолжают либо в принципе отрицать его реальность, либо строить теории заговора вокруг этого установленного исторического факта. А некоторым традиционно маргинализируемым сообществам, принимавшим участие в восстании, по-прежнему приходится бороться за признание своей роли в демократическом движении.

Хюнтек Чо. «Комната №55_699-7 / Деокрим-дон, Квангсанг, Кванджу». 2015. Фото: собственность автора
Хюнтек Чо. «Комната №55_699-7 / Деокрим-дон, Квангсанг, Кванджу». 2015.
Фото: собственность автора

Кроме того, по словам Айас и Гинвалы, в глубоко патриархальном корейском обществе мейнстрим и официальная культура памяти, инстинктивно перенимающие корейский и мужской взгляд, продолжают отрицать роль, которую в восстании сыграли женщины и меньшинства. Эта институциализированно шовинистская мемориализация в сочетании с оруэлловским феноменом исторического абстрагирования очень напоминают определенные вещи, происходящие сегодня в западном мире.

Одновременно, учитывая, что мы живем в эпоху, когда перформативность и зрелищность стали практически неотъемлемой чертой движений сопротивления в самых разных странах и на разных континентах, биеннале также рассмотрит, каким образом восстание в Кванджу повлияло на визуальные аспекты современного протеста. «Сейчас мы наблюдаем восстания, революции и массовые беспорядки практически во всех концах света, — говорит Гинвала. — Нам было очень важно показать это восстание не как оставшееся в прошлом, отдельное и завершенное, а как нечто подвижное, как некое пространство вдохновения, стойкости, стратегических решений для других подобных движений в Индии, Турции, Чили или Бразилии».

Важной частью кураторской работы было изучение архивов Кванджу, которые, как отмечает Гинвала, содержат «поминутную хронику восстания и служат ярким примером удачной мемориализации гражданского движения. Роль журналистов, роль матерей студентов — все это отражено в архиве». Это помогло биеннале, полагает Айас, поставить под сомнение «иерархизацию страдания и вопрос о том, кто удостаивается памяти и в каком именно качестве — жертв или героев». 

Различные площадки, ­Кванджу
Биеннале в Кванджу. Умственный подъем, духовный поворот
1 апреля - 9 мая

Материалы по теме:
Биеннале тройной фильтрации
Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
5
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Марина Абрамович возвела в Бабьем Яре «Стену Плача» из кристаллов
Мемориал, посвященный холокосту, символически перекликается с иерусалимской Стеной Плача. Он был открыт на торжественной церемонии главами Украины, Германии и Израиля
08.10.2021
Марина Абрамович возвела в Бабьем Яре «Стену Плача» из кристаллов
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+