18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Иван Грозный» Репина посветлеет

Третьяковская галерея рассказала об очередном этапе реставрации картины «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» Ильи Репина, в мае 2018 года пострадавшей от нападения вандала

Государственная Третьяковская галерея накануне открытия выставки «Илья Репин: известный и неизвестный» (30 марта 2021 года — 1 февраля 2022 года) рассказала о том, как идет реставрация картины «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», пострадавшей от рук вандала в мае 2018-го.

Безобразные белые пятна, образовавшиеся после удара преступника, несмотря на прошедшие несколько лет, до сих пор видны на поверхности полотна. Убрать их будет одной из завершающих стадий восстановления картины — и чуть ли не одной из самых легких. До этого реставраторам необходимо спасти все полотно целиком, ведь к моменту нападения на него оно уже было в аварийном состоянии и не подлежало переносу из музейного зала.

По словам заведующего отделом реставрации масляной живописи XVIII — начала XX века Андрея Голубейко, ковидный год сдвинул дату окончания работ. За то время, пока реставраторы не могли приходить в мастерскую, крайне тщательно были изучены все архивные материалы, обнаруженные в музее и связанные с многочисленными предыдущими реставрациями картины, а также была проведена обработка уже полученных данных.

Как только сотрудникам разрешили вернуться на рабочее место, Голубейко взялся за ту часть работы, которую настало время осуществить согласно плану реставрации. Он начал очищать по авторской методике обратную сторону полотна от осетрового клея. Из-за того, что «Иван Грозный…» после первого повреждения вандалом в 1913 году был дублирован, возникли проблемы из-за движения двух холстов. «На сегодняшний день картина практически стабильна», — отмечает Голубейко. Такие слова в устах крайне осторожного реставратора значат, что на самом деле все очень хорошо.

Хотя холст уже очищен от клея полностью, сохраняется проблема соединения грунта и красочного слоя. Александра Орловская, реставратор отдела масляной живописи ГТГ, также занимающаяся спасением картины, считает, что шедевру однозначно предстоит утоньшение лакового покрытия. «Оно очень толстое. Мы сделали пробы, которые показали, что высота лаковой пленки на картине несравнимо больше самого красочного слоя», — объясняет Орловская. В нижнем левом углу работы, вынутой из рамы и распластанной с помощью магнитных креплений на специальном реставрационном столе, сделана пробная расчистка (кусочек ковра) — она показала, насколько ярки краски без лака. «Мы предполагаем, что утоньшение лаковой пленки позволит нам увидеть иной колорит», — добавляет она.

«На каждом этапе перед нами встают очень сложные реставрационные задачи, которые приходится решать порой необычными и новыми способами, — говорит Орловская. — Например, мы откажемся от традиционных ватных тампонов и будем использовать методику перемежающихся бумажных и нетканых материалов». А Голубейко ранее рассказал, что очистка от клея шла пескоструйным методом — это название мы привыкли слышать при разговоре о чистке уличной архитектуры. В музее же пескоструйный метод был доведен до невероятной деликатности.

Одной из главных проблем для современных реставраторов стали следы деятельности их предшественников, укреплявших картину в соответствии с уровнем развития науки на тот момент. Вносилось огромное количество реставрационных материалов. Таким образом, «Иван Грозный…» сегодня представляет собой фактически многослойный пирог, причем различные добавки и укрепления были сделаны совсем в разные периоды жизни полотна.

В архиве музея обнаружили гигантское количество стенограмм заседаний реставраторов, докладов, дискуссий, где обсуждалось перманентное «плохое здоровье» шедевра Репина. В первой половине ХХ века для ее «лечения» предпочитали составы на натуральных, природных основах, во второй, когда реставраторы пришли к выводу, что эти материалы не справляются, пришло время искусственных.

Сейчас, по словам исследователей, необходимо найти адгезив, который мог бы бесконфликтно сосуществовать со всеми авторскими красками и поздними добавлениями, что накопились на полотне за столетие с лишним. Реставраторы Третьяковки обратились за консультацией в ГосНИИР и МФТИ, чтобы проверить поведение материалов, предполагаемых для реставрации. Было изготовлено несколько макетов, на них нанесли рассматриваемые варианты. Сейчас эти макеты проходят обработку в «камерах старения» МФТИ в центре испытания функциональных материалов. «Мы ожидаем завершения испытаний в середине апреля. После этого мы ждем отчета и рекомендаций», — рассказала главный хранитель ГТГ Татьяна Городкова. Получив эти результаты, реставраторы будут окончательно уверены в том, какую методику и материалы хотят использовать, подтвердив свой выбор данными экспериментов.

Городкова также сообщила, что в музее уже думают о том, как картина будет экспонироваться в зале. «Начата исследовательская работа по капсулам, изучаем опыт зарубежных коллег. Например, смотрим, как в Уффици защитили „Рождение Венеры“. Надеемся понять, что именно делать с капсулой, к концу этого года, и тогда — с финансовой помощью нашего спонсора, Сбербанка — мы приступим к изготовлению защитной рамы».

Новые открытия, связанные с картиной «Иван Грозный…», а также этюды и эскизы к ней, которые обычно не показывают публике, с 30 марта можно увидеть на выставке «Илья Репин: известный и неизвестный» в Лаврушинском переулке. На ней представят редкие работы мастера, как правило остающиеся в запасниках. Они разместятся в залах постоянной экспозиции, обычно занятых хрестоматийными произведениями Репина. Сейчас эти картины, а также 28 работ из собрания петербургского Русского музея гастролируют в Художественном музее Атенеум в Хельсинки в Финляндии (до 29 августа), затем ретроспектива мастера отправится в Пти-пале в Париж. Зарубежные выставки Репина были запланированы как часть празднования 175-летия со дня рождения художника. В России две главные юбилейные выставки прошли в Третьяковской галерее и в Русском музее в 2019 году.

Самое читаемое:
1
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа — всё Бенуа». Художественная династия представлена здесь работами нескольких десятков членов этой семьи и художников, входивших в круг Бенуа
19.12.2025
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+