Художники, которые делают деньги

Деньги заправляют нашим миром, и мир искусства не исключение. Онлайн-журнал о российском искусстве Russian Art Focus рассказывает о пяти художниках, раскрывших эту деликатную тему в необычной перспективе

Александр Бренер

«Супрематизм» («Белый крест») (1920–1927) Казимира Малевича после «диалога» с Александром Бренером. Фото: Stedelijk Museum
«Супрематизм» («Белый крест») (1920–1927) Казимира Малевича после «диалога» с Александром Бренером.
Фото: Stedelijk Museum

Имя одного из лидеров московского акционизма, художника-перформансиста Александра Бренера (р. 1957) стало известно всему миру в 1997 году, после того как он нарисовал зеленой краской из баллончика знак доллара на картине Казимира Малевича «Супрематизм» в амстердамском Стеделейк-музее. Абстрактная композиция с белым крестом посередине вызвала у него ассоциации с христианством. «Крест — символ страдания, знак доллара — символ торговли и товаров», — заявил Бренер на заседании суда, добавив, что рассматривает свою акцию как «диалог с Малевичем». Приговор был достаточно мягким: художника осудили на пять месяцев тюремного заключения. Несмотря на сомнительность методов Бренера, нужно признать, что он продемонстрировал потрясающее чутье на рыночные тренды. Произведения Малевича устанавливают ценовые рекорды на аукционах: в 2019 году его «Супрематическая композиция» (ранее также входившая в коллекцию Стеделейк-музея) ушла на Christie’s за $85,8 млн, став самым дорогим произведением русского искусства, когда-либо проданным на торгах.


Вадим Захаров

Вадим Захаров. «Даная». 2013. Фото: Stella Art Foundatio
Вадим Захаров. «Даная». 2013.
Фото: Stella Art Foundatio

Один из выдающихся представителей московского концептуализма и неутомимый хроникер московской художественной сцены, Вадим Захаров (р. 1959) работает с целым рядом техник — от фотографии до инсталляции. В 2013 году он создал для павильона России на Венецианской биеннале интерактивный проект «Даная», который курировал Удо Киттельман. Эта работа привлекла широкое внимание прессы и покорила публику тонким сочетанием древнего мифа с современной гендерной повесткой и налетом абсурда. Для мужчин доступ на нижний этаж павильона был закрыт. Туда могли попасть только женщины, получавшие на входе прозрачные зонтики. На верхнем же этаже не было практически ничего, кроме квадратного отверстия в полу. Встав у его краев на колени, зрители обоих полов могли кидать специально изготовленные монеты на нижний этаж, где ходили женщины, защищенные зонтами от этого «золотого дождя», отсылающего к древнегреческому мифу о Зевсе и Данае. В дни предварительного просмотра биеннале под потолком второго этажа, широко расставив ноги в ковбойском седле, прямо над отверстием сидел клерк в элегантном костюме, поедавший арахис. Позднее этот дополнительный элемент абсурда пропал из инсталляции. Слушая звук падающих монет, зрители могли погрузиться в размышления о символизме произведения, поднимающего неловкие вопросы об алчности, власти и сексуальности. Наконец, уходя, они получали с собой горстку монет номинальной стоимостью в одну «данаю».


Петр Быстров

Петр Быстров. «100 российских рублей». 2020. Фото: Syntax gallery
Петр Быстров. «100 российских рублей». 2020.
Фото: Syntax gallery

Бывший участник группы левых художников «Общество „Радек“» Петр Быстров (р. 1980) создает произведения, которые отражают его неприкрыто ироничное отношение к капиталистическому арт-рынку, но, даже несмотря на это, нередко продаются в частных галереях. Быстров разработал собственную технику, которую называет «скобогравюрой». Он собирает небольшие металлические предметы и бытовой мусор, прикрепляя их к фанерным доскам при помощи мебельного степлера. В посвященной деньгам серии он сочетает этот фирменный метод с такими более традиционными техниками, как живопись акриловыми красками и рисунок мелками, создавая собственные яркие панк-версии банкнот разных валют. Эти работы производят на ничего не подозревающего зрителя очень сильное впечатление. Это своего рода пощечина миру, где качество произведения искусства измеряется количеством нулей на его ценнике.


Андрей Кузькин

Андрей Кузькин. «Деньги на хлеб». 2012. Фото: Vladey
Андрей Кузькин. «Деньги на хлеб». 2012.
Фото: Vladey

Лепка фигурок из хлеба — традиционное занятие заключенных в российских тюрьмах. Но если они используют этот материал из-за отсутствия доступных альтернатив, то для скульптора и перформансиста Андрея Кузькина (р. 1979) это способ подчеркнуть символизм хлеба. Для него хлеб олицетворяет искаженную и страдающую человеческую плоть. Естественно, в таком отношении очевиден явный христианский подтекст. В конце 2000-х небольшие скульптуры Кузькина из хлеба, соли и водки (добавлявшейся для защиты от плесени) начали пользоваться спросом у коллекционеров. Художника беспокоила коммерциализация его объектов. Это вдохновило его на акцию 2012 года «Деньги за хлеб». Вместо человеческих фигурок он, к удивлению своего дилера, ныне покойной Натальи Тамручи, сделал из хлеба копии 100-долларовой купюры. Тем не менее дилер решила не нарушать заключенную договоренность и заплатила ему ежемесячную стипендию — тоже 100-долларовыми купюрами. Этот обмен был заснят на видео, чтобы будущие поколения могли поразмышлять над вопросом: это изобретательный художник одержал победу над рынком или наоборот?


Тима (Тимофей) Радя

Тимофей Радя. «Фигура #2: Игра». 2014. Фото: game.t-radya.com
Тимофей Радя. «Фигура #2: Игра». 2014.
Фото: game.t-radya.com

Художественные практики уроженца Екатеринбурга с философским образованием и мышлением поэта Тимы (Тимофея) Ради (р. 1988) чрезвычайно разнообразны. Хотя он начинал карьеру как уличный художник, сегодня его портфолио включает и партизанские интервенции в городской ландшафт, и специальные заказы для различных фестивалей и биеннале. Некоторые из перформансов он проводит в отдаленных, труднодоступных местах, представляя их публике лишь постфактум, в записи. Одной из самых впечатляющих в этом ряду мистических акций стала «Фигура #2: игра», посвященная зимним Олимпийским играм 2014 года в Сочи — мероприятию, печально известному непомерной стоимостью и коррупционными скандалами. Символ Игр, пять пересекающихся металлических колец, наполнили фальшивыми банкнотами на сумму 2 млрд руб. Олимпийские кольца подняли в воздух на двух подъемных кранах, после чего деньги развеяли по ветру, искусственно созданному при помощи баллонов со сжатым газом. На реализацию этого визуально простого, но сложного технически проекта ушло два месяца. Никогда еще метафора пускания денег на ветер не воплощалась в таком впечатляющем масштабе.

Номер журнала Russian Art Focus с оригинальной версией статьи можно найти здесь.

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции
01.11.2021
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
3
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
4
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
5
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
6
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
7
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+