18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

У Лувра может смениться глава

Над президентом крупнейшего музея Франции Жан-Люком Мартинесом, контракт которого заканчивается, сгущаются тучи

Окончательное решение о том, кто будет возглавлять крупнейший музей страны, президент Франции Эмманюэль Макрон примет в середине апреля, после того как о своем выборе объявит министр культуры.

То, что Жан-Люка Мартинеса в третий раз назначат президентом и директором Лувра, казалось само собой разумеющимся. Но потом что-то пошло не так. Во Франции учреждения культуры напрямую подчиняются государству, а их руководителей выбирает правительство. Вокруг каждого назначения разворачиваются долгие подковерные игры, но в случае Мартинеса имелся весомый аргумент: в своем кресле он сидит уже восемь лет. Также известно, что ему покровительствует министр культуры Розелин Башло.

Однако в последние недели давние противники Мартинеса и потенциальные кандидаты на главный пост в Лувре перешли в наступление — их атаки газета Le Figaro даже ехидно назвала «набросами на вентилятор». И вот теперь в правительстве решили «переобуться», устроив открытый конкурс на лакомую должность. Сейчас на нее претендует не меньше шести кандидатов, среди которых директора нескольких парижских музеев — Гиме, Пикассо и Пти-пале, а еще коллеги Мартинеса — главный хранитель отдела живописи Лувра и директор филиала Лувра в Лансе.

Смешанные чувства

Даже первое назначение Жан-Люка Мартинеса в 2013 году вызвало неоднозначную реакцию. Карьеру в Лувре он начал как куратор отдела древнегреческой скульптуры в 1997 году, а через десять лет возглавил отдел древнегреческих, этрусских и римских древностей. Музей тогда критиковали за то, что археолога назначили директором институции, в которой преобладают искусствоведы.

Мартинеса холодно принял и его предшественник Анри Луаретт, выходец из знатной парижской семьи предпринимателей и юристов. Не считая ретроспективы 2019 года к 99-летию со дня рождения Пьера Сулажа, Мартинес отошел от линии прежнего директора, устраивавшего в Лувре выставки современного искусства, — он считает вверенное ему учреждение в первую очередь классическим музеем. Его стиль управления также вызывает у многих раздражение.

Унаследовав институцию с впечатляющими выставками в родных стенах и крупными зарубежными проектами, новый директор не способствовал укреплению позиций Лувра, ухудшив условия для посетителей. Они отмечали бесконечные очереди, отсутствие возможности бронировать билеты онлайн, вывески и этикетки только на французском языке и орудующую в музее шайку карманников. До пандемии музей осаждали толпы: в 2018 году здесь побывали рекордные 10 млн человек.

От €50 млн до €60 млн в год, то есть примерно четверть годового бюджета, составившего в 2019 году €240 млн, Мартинес выделял на реконструкцию общественных пространств Лувра и успел вложиться примерно в половину из них, то есть в 86 тыс. кв. м, включая знаменитую стеклянную пирамиду Юй Мин Пэя. Ремонт идет полным ходом и сейчас.

После того как в 2016 году из-за затопления, вызванного разливом Сены, из подземных хранилищ Лувра пришлось эвакуировать сотни произведений искусства, директор начал массово перевозить коллекции в новый реставрационный центр и хранилище площадью 10 тыс. кв. м, который находится в 200 км к северу от Парижа, недалеко от Лувра в Лансе. Когда кураторы стали возмущаться тем, что работы теперь находятся на таком расстоянии, Мартинес в ответ возразил, что потратил годы на поиск подходящего места недалеко от Парижа.

А еще в 2015 году директор подготовил доклад о защите объектов культурного наследия от контрабанды и терроризма. Документ был представлен на заседании стран «Большой семерки» после захвата боевиками ИГ (ранее ИГИЛ, террористическая организация, запрещенная в России) Пальмиры и Мосула. Вместе с Жан-Франсуа Шарнье, в тот момент директором-куратором Агентства музеев Франции, Мартинес также приложил руку к проекту Лувра — Абу-Даби, реализация которого потребовала €10 млрд и который едва не сорвался, потому что представителей Объединенных Арабских Эмиратов бесило французское высокомерие.

Убежденный в том, что исследование провенанса должно быть приоритетным направлением деятельности музеев, Мартинес в январе 2020 года нашел специалиста для координации экспертиз обширных коллекций Лувра. В конце марта музей запустил сайт с информацией о почти 485 тыс. экспонатов, где, кстати, отмечены все работы сомнительного происхождения — попавшие в собрание во время войны или из колоний. В ноябре Лувр, который ежегодно предоставляет музеям по всей стране 35 тыс. объектов, планирует организовать показ в 18 городах выставки работ из своего исламского собрания — и это на фоне роста исламофобии во Франции.

Признаки бунта

Несмотря на все достижения Жан-Люка Мартинеса, первые признаки бунта появились в феврале, когда Фонд Сая Твомбли подал на музей в суд из-за реконструкции зала бронзы, потолок которого украшает монументальная фреска, созданная художником в 2010 году, его самое крупное произведение. Представители Твомбли утверждают, что после ремонта («агрессивные цвета и дешевые материалы») картина на плафоне больше не отражается в отполированном полу, как задумал автор. Они назвали это оскорблением памяти и наследия Твомбли. Примечательно, что тут объявился бывший директор музея Анри Луаретт, который в суде заявил, что «от прежней работы художника ничего не осталось». В Лувре же настаивают на том, что расписанный Твомбли плафон не тронули, а права художника не распространяются на оформление всего зала.

Однако реновацию раскритиковали и некоторые журналисты и искусствоведы. Каменные стены цвета слоновой кости архитектор Мишель Гуталь превратил в темно-красные, отсылающие к роскоши Франции XIX века. Один авторитетный парижский дизайнер, пожелавший остаться неизвестным, назвал это «пародией на имперский стиль Наполеона III».

В дополнение ко всему музею прилетело за растраты: за огромные деньги были приобретены сомнительного качества рисунки и потрепанная фреска Тьеполо «Юнона посреди облаков». Она была куплена в прошлом году за €4,5 млн у лондонского арт-дилера Пьера Франко Гроссо, причем €1,5 млн выделило Общество друзей Лувра.

«Инстаграмизация» музея

А еще Лувр ругают за попытки компенсировать потери из-за локдауна корыстной дружбой с такими брендами, как Cartier, Dior, Lego, Swatch и Uniqlo, а также за готовность сдавать в аренду свои галереи компании Netflix для съемок сериала про Люпена, и даже за клип Бейонсе и Джей Зи на песню Apeshit, сделанный в 2018 году. Автомобили лимитированной серии DS 7 Crossback, цена на которые составляет €57 тыс., также украшены логотипом Лувра.

Недавно во французской The Art Newspaper Жан-Мишель Тобелем, адъюнкт-профессор Сорбонны, осудил «инстаграмизацию музея» и призвал к смене руководства. По его мнению, «заинтересованность Мартинеса в монетизации художественных ценностей Лувра» ставит под удар репутацию музея. «Решающее слово больше не за кураторами (не говоря уже о преподавателях), а, скорее, за менеджерами по коммуникациям и брендингу, которые гоняются за хитами и хайпом, пытаясь создавать постоянную шумиху вокруг музея в СМИ и социальных сетях», — написал Тобелем.

Мартинес с этим не согласен. В свою защиту он говорит о 237 млн просмотров у видео Бейонсе и Джей Зи на YouTube и 10 млн подписчиков в социальных сетях, которыми теперь может похвастать музей. Более половины из 9,6 млн посетителей Лувра в 2019 году были моложе 30 лет. Но только четверть из них французы, и только 16% — из малообеспеченных семей. Мартинес же считает, что музей использует «все необходимые средства», чтобы охватить более молодую и более широкую аудиторию в стране, где культура пока в значительной степени остается прерогативой элиты.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
5
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+