18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

Спасти аль-Муаллаку

Итоги реставрации коптской церкви специалистами из России.

Восстановление церкви аль-Муаллака в Старом Каире стало самым значительным международным проектом российских реставраторов последних лет. Результаты их деятельности описаны в недавно изданной книге руководителя реставрационной группы Александра Горматюка Церковь аль-Муаллака в Старом Каире. Исследование и реставрация одного памятника. и реставраторы под руководством кандидата искусствоведения, лауреата Премии митрополита Макария Александра Горматюка в период с 2004 по 2013 год восстановили церковь аль-Муаллака («Подвешенная») практически полностью. Первым шагом стал инициированный египетской стороной международный проект 1999–2003 годов по исследованию и реставрации икон, реализованный при участии нескольких организаций, включая Американский исследовательский центр в Египте, Нидерландско-фламандский институт в Каире, каирский Институт коптологических исследований и впервые задействованных российских специалистов. Группа реставраторов во главе с сотрудником Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э.Грабаря (ВХНРЦ) Александром Горматюком, в которую входит более 20 человек, изъездила с экспедициями пол-Египта, описав 2 тыс. икон, из которых отобрали несколько нуждавшихся в срочной реставрации.

Сотрудничество с российскими специалистами продолжилось в 2004 году, после победы объединенной команды реставраторов и ученых ВХНРЦ и Центра египтологических исследований Российской академии наук (ЦЕИ РАН) в международном тендере на проведение комплексной реставрации интерьера храма. Работы велись под эгидой египетского Высшего совета по древностям совместно с египетскими коллегами, причем российские реставраторы отвечали за наиболее сложные этапы: раскрытие и консервацию уцелевшей живописи, кивориев, пяти алтарных преград и мраморной кафедры проповедника.

Несмотря на то что сама церковь сохранилась неплохо и оставалась действующей, внутренний декор храма находился в плачевном состоянии: древние росписи сохранились лишь в виде отдельных фрагментов, многие участки живописи были или полностью утрачены, или сильно повреждены в ходе многочисленных перестроек и поновлений, уцелевшие — искажены грубыми поздними вставками. Немалый ущерб сохранности памятника нанесло землетрясение 1992 года. Наибольшую трудность представляло устранение пагубных последствий непрофессиональной реставрации 1980-х годов: на росписи, покрытые слоями записей и загрязнений, без предварительной расчистки был нанесен синтетический клей, усиливший дальнейшее разрушение гипсового грунта. Реставрация завершилась в 2008 году. Из-под поздних записей были извлечены пять обширных участков живописи, датируемых XI–XIII веками. Наиболее ранние фрагменты — относящиеся к XI веку ком-позиции Святители и Двенадцать апостолов, которые представляют собой части несохранившейся крупной декоративной программы, — были обнаружены в приделе св. Тэклэ Хайманота. Наиболее полно сохранились росписи второй половины XIII — начала XIV века. От этого периода до нас частично дошло крупное изображение Богоматери с младенцем и фриз, представляющий апокалиптических старцев, в одной из апсид малой церкви, выполненные, как считается, византийскими мастерами, и соседствующие с ними Рождество; Сретение и Архангел — работа местных коптских мастеров. Датировку этого участка удалось уточнить, ограничив серединой 1230–1240-х годов, благодаря раскрытой реставраторами надписи, сообщающей имя заказчика — правившего в эти годы коптского патриарха Кирилла III ибн Лаклака. В главной церкви на одной из колонн реставраторы обнаружили изображение архангела Михаила, фигура была стерта от прикосновений паломников и скрыта под плотным слоем копоти. Отдельный интерес представляют ранее неизвестные темперные росписи сводов трех алтарных кивориев XIII века, тоже отмеченные значительным византийским влиянием.Также была восстановлена мраморная кафедра, включающая детали XIII–XVII веков, инкрустированные алтарные преграды и украшенная флорентинской мозаикой апсида XIX века. В атриуме были расчищены оригинальные стуковые и каменные рельефы.

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
3
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
4
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
5
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
6
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
Выставка в Доме Тёрнера посвящена работам, в которых художник неосознанно фиксировал ранние стадии климатического и экологического кризиса: промышленные дымы, пожары, красные из-за смога закаты
28.08.2024
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
7
Вспоминая Алена Делона, звезду кино и коллекционера
Миллионам людей по всему миру Ален Делон, чьи похороны пройдут 24 августа, известен как харизматичный актер, хотя его страсть к коллекционированию могла бы посоперничать с кино
23.08.2024
Вспоминая Алена Делона, звезду кино и коллекционера
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+