Памятник Стефану Немане: украшение города или урбанистическая ошибка?

№89, март 2021
№89
Материал из газеты

Монумент работы российского скульптора Александра Рукавишникова в Белграде поссорил не только сербскую общественность, но и уважаемых режиссеров Эмира Кустурицу и Горана Марковича

Монумент Стефану Немане в Белграде. Фото: Andrej Isakovic/AFP/Eastnew
Монумент Стефану Немане в Белграде.
Фото: Andrej Isakovic/AFP/Eastnew

В Белграде открыли памятник правителю средневекового сербского государства Стефану Немане, который в XII веке боролся за независимость от Византии, в 80 лет отрекся от престола в пользу своего сына, ушел в монастырь и после смерти был канонизирован Сербской православной церковью. Автор памятника — российский скульптор Александр Рукавишников, известный монументами Александру II около храма Христа Спасителя и Достоевскому у РГБ в Москве. Бронзовая скульптура весом 70 т и высотой 23 м, по оценкам экспертов, стоила около $11 млн.

Фигура Стефана Немани стоит на постаменте в виде разбитого византийского шлема. В правой руке у него меч (вначале это был крест, однако, по слухам, из-за того, что памятник установлен рядом с элитным микрорайоном «Белград на воде», построенным на деньги арабских шейхов, от него отказались), а в левой — свиток Хиландарской грамоты, как ее называют историки, «средневековой декларации независимости Сербии». Скульптор рассказал, что его вдохновляли сербские фрески и монастыри. В церемонии открытия, состоявшейся в конце января, принял участие президент Сербии Александр Вучич, назвавший автора памятника, по информации ТАСС, «одним из величайших скульпторов современности». Однако сербское общество раскололось на сторонников и противников монумента.

Критики считают, что скульптура несовместима с традиционным сербским архитектурным стилем. Из-за зловещего вида  персонажа, а также золоченого основания (по замыслу это верхняя часть жезла святого Саввы), напоминающего яйцо, памятник прозвали «Саруман на Kinder-сюрпризе». Негативно о нем отозвалось и Общество сербских реставраторов искусства. Оно заявило, что скульптура является «идеологическим продуктом деспотизма». В дискуссию вокруг монумента оказались вовлечены и уважаемые сербские кинорежиссеры — Эмир Кустурица и Горан Маркович. Об их споре рассказывает сербский портал Telegraf.

Маркович написал Кустурице, входившему в жюри конкурса на проект памятника, открытое письмо, в котором обвинил его в потакании «безвкусице» и урбанистической ошибке, способной изуродовать город. «Я уверен, что тебе не нравится то, что вы выбрали, но если не можешь что-то сделать, хотя бы скажи это громко и ясно. Иначе, где же твоя душа...» — написал режиссер (среди самых известных его работ — трагикомедия «Tурне» 2008 года об актерах белградского театра, оказавшихся в мясорубке войны в Боснии). Ответ был таким же резким. Эмир Кустурица, лауреат крупнейших кинофестивалей мира, тоже в открытом письме, написал: «Нехорошо, когда атеист упоминает о душе, поэтому твой вопрос о том, „где же моя душа“, если я не дистанцируюсь от решения жюри, которое якобы уничтожит Белград, — это произвол режиссера, чьи творческие возможности иссякли...».

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
А также «Египетский сервиз» Наполеона, фламандцы и носороги — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Петербурга
02.09.2022
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
3
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
7
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+