Сербия оправляется от «культурного геноцида»

№66, сентябрь 2018
№66
Материал из газеты

Летом в Белграде наконец открыл свои двери Национальный музей, который в последний раз принимал посетителей в 2003 году. А Музей современного искусства, возобновивший работув минувшем октябре, был на реновации с 2007 года

Выставка в Музее современного искусства в Белграде (MOCAB). Фото: Bojana Janjic
Выставка в Музее современного искусства в Белграде (MOCAB).
Фото: Bojana Janjic

Публика уже привыкла к тому, что в погоне за амбициозными модернизациями музеи и галереи порой надолго закрываются — однако судьба двух лучших музеев Сербии в этом плане гораздо драматичнее. Летом в Белграде наконец открыл свои двери Национальный музей, который в последний раз принимал посетителей в 2003 году. А Музей современного искусства, возобновивший работу в минувшем октябре, был на реновации с 2007 года.

Этот ужасающий двойной перерыв художник и критик Владимир Богданович в 2012 году назвал «культурным геноцидом сербов». Зоран Эрик, главный куратор Музея современного искусства, считает, что «упорное нежелание политиков заниматься развитием культуры и культурных учреждений» было наконец сломлено Иваном Тасовацем, министром культуры с 2013 по 2016 год: он «смог убедить политический истеблишмент в том, что реконструкция двух музеев является важным приоритетом».

Обновленное здание Музея современного искусства в Белграде (MOCAB). Фото: Bojana Janjic
Обновленное здание Музея современного искусства в Белграде (MOCAB).
Фото: Bojana Janjic

Реновация Национального музея, которая обошлась в 824 млн сербских динаров ($8,2 млн), позволила увеличить выставочную площадь до 5 тыс. кв. м: внутренний двор перекрыли стеклянным куполом, на цокольном этаже сделали дополнительные залы. Сейчас музей может демонстрировать значительную часть своей коллекции, которая состоит из 400 тыс. экспонатов — от доисторических времен до XX века. Главная гордость музея — искусство раннего модернизма, особенно французское: работы Камиля Коро, импрессио­нистов, Поля Гогена и Анри Матисса, а также Винсента ван Гога, Василия Кандинского и Пабло Пикассо.

Когда в прошлом году после реновации, обошедшейся в 680 млн сербских динаров ($6,8 млн), открывалось здание Музея современного искусства, первые десять дней вход был бесплатным. В очередях, которые растянулись почти на 300 м по новому музейному ландшафтному парку, отстояло около 50 тыс. человек. Теперь, когда музей работает в обычном режиме, число посетителей достигает примерно 170 в день. «Учитывая интерес сербской общественности к современному искусству, это цифры очень хорошие — и намного выше, чем было до реновации», — говорит Зоран Эрик. Тем временем власти надеются, что около полумиллиона посетителей привлечет мегавыставка уроженки Белграда Марины Абрамович, запланированная на сентябрь 2019 ­года.

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
А также «Египетский сервиз» Наполеона, фламандцы и носороги — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Петербурга
02.09.2022
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
3
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
7
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+