18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

ВХУТЕМАС архитектурный: от конструктивистов до реставраторов

№89
Материал из газеты

Музей архитектуры им. А.В.Щусева на выставке «ВХУТЕМАС-100. Иллюминаторы завтрашних городов. Архитектурный факультет» собрал более 200 предметов из государственных коллекций и частных архивов

Недавний юбилей, 100-летие учреждения Высших художественно-технических мастерских в Москве, предполагалось отметить не только с размахом, но и с системным охватом. Сразу несколько институций пытались координировать свои усилия, но из-за второй волны пандемии согласованные графики сбились. Лишь сейчас общая картина приобретает задуманные очертания.

Выставка «Иллюминаторы завтрашних городов» в Государственном музее архитектуры концептуально примыкает к большому юбилейному проекту «Школа авангарда» в Музее Москвы. Там кураторы стремились рассказать обо всех факультетах одновременно, — здесь же сфокусировались только на архфаке, и даже еще локальнее — на преподавании и преподавателях. Речь идет о звездах высочайшего уровня: братьях Весниных, Иване Жолтовском, Николае Ладовском, Иване Леонидове, Константине Мельникове, Алексее Щусеве — и о системе образования, которая была тогда одной из самых прогрессивных в мире. Она и сегодня не устарела, кстати.

Кураторы выставки Полина Стрельцова и Ирина Чепкунова предпочли, впрочем, не отслеживать дальнейшую судьбу передовых идей и остались в рамках того десятилетия, когда ВХУТЕМАС, а позднее ВХУТЕИН были еще живой реальностью. Ключевые события того периода отмечены на специально составленном хронографе — он выступает в роли настроечной таблицы, чтобы при обилии экспонатов зритель не терял исторических ориентиров. Сами же экспонаты — более 200 предметов из государственных собраний и частных архивов — призваны продемонстрировать удивительное разнообразие, царившее на факультете. Там происходили постоянные столкновения школ и принципов, причем отнюдь не всегда радикально авангардных. Рационалисты противостояли конструктивистам, неоклассики обособлялись от тех и других (но сами экспериментировали вполне в авангардном духе), ну а Мельников с Голосовым разрабатывали собственную пропедевтику. Эти и другие сюжетные линии кураторами внимательно рассмотрены и проиллюстрированы — параллельно с историей появления и развития отдельных мастерских.

В экспозиции есть и материалы, которые отражают профессиональные воззрения тех или иных преподавателей. «Все они были активно практикующими архитекторами, и через их практику раскрывается то, чему они могли учить студентов», — подчеркивает Полина Стрельцова.

Примером практической деятельности могут служить градостроительные проекты Владимира Семенова, из чьих первоначальных идей вырос в итоге знаменитый генплан Москвы 1935 года. И совсем малоизвестная сторона вхутемасовской жизни — образцы реставраторской науки вроде обмеров Сухаревой башни, выполненных Иваном Рыльским. На таких наглядных пособиях вырастала отечественная школа реставраторов.

«Архитектурный факультет был тем локомотивом, который двигал целый вуз», — говорит Полина Стрельцова. Тезис полемический, но абсолютно очевидно, что без архфака история ВХУТЕМАСа непредставима.

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева, флигель «Руина»
ВХУТЕМАС-100. Иллюминаторы завтрашних городов. Архитектурный факультет
До 23 мая

Самое читаемое:
1
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
4
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
5
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
6
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
02.07.2025
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
7
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
В Великом Новгороде завершилась реставрация одной из стариннейших русских церквей — Рождественского собора Антониева монастыря. К решению этой задачи музей-заповедник, ведающий храмом, подошел со всей ответственностью
24.06.2025
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+