18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Собаку использовали не по назначению. И искусство тоже

Игра с участием робота-собаки, расстреливающего краской шедевры мирового искусства, призвана обратить общественное внимание на «смертельный военный потенциал» дроида

Spot стоит гораздо дороже обычной домашней собаки — $74,5 тыс. Но это ведь и не простая собака, а робот, способный подниматься по лестнице, открывать двери и управлять различными гаджетами. И обладающий пугающим военным потенциалом — так считает нью-йоркская арт-группа MSCHF, которая, чтобы обратить внимание на эту его сторону, создала игру, доступную в интернете.

Посетители виртуальной площадки Spot’s Rampage («Ярость Спота») смогли получить возможность в течение двух минут контролировать робота-собаку при помощи своих мобильных устройств. Собака при этом перемещалась в реальном пространстве художественной галереи, стреляя из закрепленного на ее спине пейнтбольного ружья, заливающего краской расставленные вокруг знаменитые произведения мирового искусства.

Производящая Spot компания Boston Dynamics выразила в своем аккаунте в Twitter недовольство «провокационностью» проекта. «Мы осуждаем использование наших технологий в любом контексте, популяризирующем насилие, причинение ущерба или устрашение», — говорится в ее заявлении. «Провокационное искусство может способствовать развитию полезной дискуссии о роли технологий, — считают в компании. — Однако в данном случае искусство используется для того, чтобы в корне неверно представить Spot и то, как он может применяться в повседневной жизни».

Неодобрение производителя, по-видимому, ничуть не беспокоит арт-группу MSCHF, известную громкими вирусными проектами вроде пары ботинок Birkenstocks, сделанных из сумок Hermès Birkin. «Мы поговорили с Boston Dynamics, и им СОВСЕМ НЕ ПОНРАВИЛАСЬ эта идея, — пишут художники на своем сайте. — Они сказали, что дадут нам еще ДВУХ роботов Spot БЕСПЛАТНО, если мы уберем ружье. В результате нам еще больше захотелось сделать именно это, так что, если наш Spot перестанет работать, знайте, что в каждый из их роботов встроена система блокировки».

Boston Dynamics была основана в 1992 году; в минувшем декабре ее у японского конгломерата SoftBank приобрела за $1,1 млрд компания Hyundai. В 2017 году основатель и руководитель Boston Dynamics Марк Рэйберт рассказал на посвященной технологиям конференции газеты Wall Street Journal, что у робота-собаки, «возможно, будут покупатели среди военных» (с лета 2020 года этот шедевр робототехники поступил в открытую продажу. — TANR). Он добавил, что в случае использования Spot для причинения вреда человеку условия продажи будут аннулированы и что, в его представлении, основное применение робота ограничивается «рутинными задачами».

На той же конференции Рэйберт заявил, что тревога, которую Spot вызывает в обществе, связана главным образом с его биоморфным дизайном: из-за него у людей создается впечатление, что робот способен иметь собственное сознание, хотя на самом деле он ничем не отличается от современных автомобилей или самолетов, которые сейчас широко программируются на автономную работу. В результате образ четвероногих роботов-убийц все чаще встречается в популярной культуре. К примеру, создатели эпизода «Металлист» антиутопического телесериала Netflix «Черное зеркало» вдохновлялись именно роботами Boston Dynamics.

И все же беспокойство арт-группы может быть небезосновательным: не так давно в Сети появилось видео о том, как полиция Нью-Йорка использует в Бронксе четвероногого робота, очень похожего на Spot производства Boston Dynamics.

«Их маркетинговая команда изо всех сил старается закрепить ассоциацию робота-собаки Spot с милыми видео в интернете», — рассказал NBC News Дэниел Гринберг, глава отдела стратегий и роста MSCHF (и правда, ролик с танцующими роботами или постановочное видео, где антропоморфный робот прижимает к груди собачку и спасает ее от злых людей, набрали десятки тысяч просмотров. — TANR). «Spot — это снаряд эмпатии, — говорится на сайте MSCHF. — Когда роботы-убийцы придут в Америку, они будут пушистыми созданиями с мячиком во рту… а полиция и военные определенно будут использовать это, чтобы убивать людей».

От себя добавим только, что видеть, как Spot спотыкается о Венеру Милосскую и поскальзывается на коробке Brillo из инсталляции Энди Уорхола, очень смешно. В реквизите шоу-игры также использованы копии «Велосипедного колеса» Марселя Дюшана, скульптуры художника KAWS, древней китайской вазы и других известных произведений мирового искусства.

В России единственным владельцем робота-собаки является Сбербанк, который приобрел ее в «образовательных и исследовательских целях».

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
6
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
7
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+