18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Ближе к сердцу

№88
Материал из газеты

История знаковых украшений Дома Van Cleef & Arpels на выставке Art of Cli

Не секрет, что одной из визитных карточек французского ювелирного Дома Van Cleef & Arpels считаются броши, которые появились в коллекциях бренда еще в начале прошлого века. Бывшие когда-то лишь одним из элементов в не менее знаковых для Дома украшениях-трансформерах, они постепенно стали самодостаточным изделием марки, покорив искушенных ценителей ювелирного искусства — от членов королевских семей до звезд старого Голливуда. Именно многообразию брошей в ювелирном наследии бренда посвящена выставка Art of Clip, которая с успехом путешествует по бутикам Van Cleef & Arpels. Впервые экспозиция была показана в Москве в 2015 году — познакомиться с декоративным искусством и модой ХХ века можно было в ГУМе. В этом году Art of Clip пройдет в Киеве, в Национальном художественном музее Украины, где будет выставлена уникальная коллекция изделий, включающая более 80 экспонатов периода 1910–1970 годов.

Уже в начале ХХ века изделия Van Cleef & Arpels выделялись среди прочих украшений. Подтверждение тому — Гран-при Всемирной выставки современных декоративных и промышленных искусств 1925 года, которого Дом был удостоен за браслет и брошь Roses с расцветающими на них розами из рубинов, изумрудов и бриллиантов. Эти изысканные украшения были свидетельством исторического триумфа и идеальным образцом того, как парижские ювелиры работают с цветочными мотивами.

К 1935 году стиль Дома изменился: век платины подошел к концу, в моду вернулось желтое золото, которое подходило и к дневным, и к вечерним нарядам. Именно тогда было создано уникальное, даже инновационное изделие Passe-Partout. Его можно было с легкостью трансформировать в совершенно разные украшения. Достаточно продеть золотую цепь-змейку, и вместо двух отдельных брошей-цветков получится пояс. Или колье с декоративным узлом. А еще можно превратить его в колье-чокер или даже браслет. При этом каждый драгоценный вариант был не только практичным в использовании, но и изумительным на вид: цветки были инкрустированы сапфирами, рубинами и бриллиантами, а трубчатая цепь выполнена из желтого золота.

В 1940-е в противовес ужасам военных лет мастера Van Cleef & Arpels представили знаковые для ювелирного наследия Дома произведения — брошь-балерину и брошь-фею. Женственные фигурки вскоре стали символом надежды и радости, а кроме того, положили начало знаменитой традиции Van Cleef & Arpels создавать украшения, вдохновленные грацией женских образов. Вот балерина в бриллиантовых пуантах делает па и взмахивает веером из изумрудов и рубинов — это брошь Spanish Dancer, созданная в 1941 году самим Луи Арпельсом, преданным поклонником балета. Она стала первой в драгоценной танцевальной труппе Дома. В том же году родилась и сказочная фея броши Spirit of Beauty с бриллиантовыми крылышками, поражающая своей невесомостью.

Отдельного внимания заслуживает ювелирный бестиарий Van Cleef & Arpels. Броши с изображением милейших белочек, слонов, черепах, птиц и других животных были изготовлены из золота и украшены всевозможными драгоценными и полудрагоценными камнями. Пожалуй, самая знаменитая в анималистической серии — брошь с взъерошенным львенком Lion Ebouriffe. Именно он больше всего пришелся по душе княгине Монако Грейс, которая не скрывала любви к Van Cleef & Arpels и с завидным постоянством носила украшения Дома.

Рассмотреть уникальные исторические украшения и узнать множество интересных фактов из их богатой истории можно на выставке Art of Clip с 3 по 28 февраля в Киеве.

Партнерский материал

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+