18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Билл Виола в Пушкинском: готовимся к медитации

В ГМИИ им. Пушкина рассказали о предстоящей выставке «Билл Виола. Путешествие души». Это будет первая в нашей стране ретроспектива живого классика видеоарта

Выставка Билла Виолы откроется 2 марта, но Пушкинский музей решил заранее подготовить к ней аудиторию. Работы этого знаменитого американского художника, выставлявшегося во многих музеях мира, не раз участвовали в программах видеоарта и у нас, но вряд ли его имя знакомо большинству посетителей музея изящных искусств. К тому же они привыкли видеть в Белом зале и на галерее картины, а не изображения на экране. Хотя по сути видеоинсталляции Виолы — это медленно оживающие большие медитативные картины.

Пресс-конференция началась с лекции заведующей отделом кино- и медиаискусства Ольги Шишко, рассказавшей, чем знаменит и славен Виола, превративший видеоарт в большое искусство, каким глубоким, вечным для искусства темам он посвятил свое творчество, используя при этом новейшие технические достижения. На его выставке будет показано более 20 видеоработ, созданных в последние 14 лет. Хотя начал художник, всегда работающий только с видео, более 40 лет назад.

Все это время соавтор Виолы — его жена Кира Перов. Она, как куратор выставки, участвовала в пресс-конференции по видеосвязи. Очень коротко она перечислила места, в которых они с Виолой побывали в начале совместной жизни: Тунис, где наблюдали миражи, Япония, культуры которой изучали, тибетский монастырь в Индии, остров Фиджи, где существует культ огня, американские пустыни. До их встречи Билл Виола несколько месяцев провел во Флоренции. Это краткое биографическое вступление объяснило следующее за ним определение: материалы Виолы — время и пространство, темы — жизнь, смерть, продолжение жизни, в какой бы форме оно ни происходило.

Затем Перов показала несколько фотографий со съемок серии «Тристан» (ее выставят в Белом зале), созданной для постановки оперы Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда» и затем превращенной в станковое произведение. И рассказала, каким образом из минутного кадра падения героя в воду появляется долгое видео его воспарения из водной стихии. А также вспомнила, как невыносимо тяжело было актрисе простоять несколько мгновений на фоне стены огня, и продемонстрировала, в какое завораживающее зрелище превращаются эти мгновения, растянутые во времени. Также Перов отметила, что она и верный помощник Виолы регулярно и пристально следят за подготовкой московской выставки.

Я задала ей вопрос, почему на выставке не будет показан «Океан без берегов», который произвел сильнейшее впечатление на всех, кто, затаив дыхание, смотрел это полуторачасовое видео во время Венецианской биеннале 2007 года. Перов ответила, что инсталляция создавалась специально для церкви Сан-Галло, где демонстрировалась сразу на трех экранах, а выставка в Пушкинском делается именно для пространства этого музея, но «Океан без берегов» частично включен в серию «Трансфигурации», которую нам покажут.

На выставке можно будет увидеть и «Мучеников», созданных для собора Святого Павла в Лондоне. Это повествование о страдальцах, испытавших силу всех четырех стихий. Как Билл Виола преображает живопись старых мастеров, продемонстрируют инсталляция «Комната Катерины» и серия «Страсти». А пережитое художником в пустынях найдет отражение в «Хождении по краю» и «Встрече» из серии «Мираж».

По выставке не будут водить экскурсии — это условие куратора. Перов уверена, что с работами Виолы надо оставаться наедине. Зато готовится большая параллельная программа, рассказывающая о развитии видеоарта.

После пресс-конференции я спросила у директора Пушкинского Марины Лошак, когда же она впервые увидела Виолу. Оказывается, тоже на Венецианской биеннале в церкви Сан-Галло. А потом она трижды ходила на большую выставку художника в Париже. Московский показ готовился долго. Впервые Виола и Перов пришли в ГМИИ еще пять лет назад, тогда они только знакомились с его пространством. И вот наконец выставка состоится. Счастье, что ее экспонаты можно пересылать в виде файлов!

ГМИИ им. А.С.Пушкина, главное здание
Билл Виола. Путешествие души
2 марта – 30 мая

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+