18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Билл Виола: возвращение блудного сына

№52
Материал из газеты

Выставка во Флоренции, где звезда видеоарта начинал свою карьеру художника

Почти все, что создал Билл Виола (р. 1951) за полвека своего творчества, от ранних видеоэкспериментов 1970-х до принесших ему мировую известность инсталляций ­1990–2000-х, разместилось в отведенном под выставки современного искусства ренессансном палаццо Строцци во Флоренции.

Колыбель итальянского Возрождения сыграла судьбоносную роль в творчестве американского художника. В 1974 году Виолу, только что получившего степень бакалавра изящных искусств Сиракузского университета, пригласили во Флоренцию на должность ассистента, а вскоре и технического директора видеостудии art/tapes/22, одной из первых подобных студий в Европе. На этом посту и во Флоренции Виола пробыл недолго, всего два года. Но и этого было достаточно, чтобы познакомиться лично со звездами современного искусства или с их работами: с Мариной Абрамович, Вито Аккончи, Крисом Бёрденом, Йозефом Бойсом, Аланом Капроу, Яннисом Кунеллисом.

Однако помимо расширения круга общения и освоения возможностей новых медиа, Виола здесь приобщился едва ли не к более важному для своего творчества источнику — произведениям классического искусства в музеях и церквях Флоренции. «Первое, что сделал мой коллега Альберто Пирелли, — он привел меня в церковь Санта-Кроче с фресками Джотто, рельефами с перспективой Донателло, к надгробиям захороненных в ней Микеланджело и Галилея. Санта-Кроче — один из величайших памятников искусства и науки», — вспоминает Виола. Память об увиденном и впитанном художником в Тоскане визуализировалась в стилистике композиций и образах персонажей его инсталляций, напрямую отсылающих к полотнам и фрескам эпохи Возрождения.

В выставку в палаццо Строцци включены также произведения старых мастеров из музеев и церквей Флоренции: Лукаса Кранаха, Паоло Уччелло. Алтарная композиция Якопо Понтормо «Встреча Марии и Елизаветы» (1529) из церкви Сан-Микеле в Карминьяно, ставшая прообразом видеоинсталляции Виолы «Приветствие» (1995), тоже включена в экспозицию. «Эта выставка стала редкой возможностью перекинуть мост из прошлого в настоящее, — говорит ее куратор и директор палаццо Строцци Артуро Галансино. — Виола — единственный в своем роде художник, ко­торый впитал язык классического искусства, сделал его ­актуальным,  и при этом не утратил ничего из его сути».

Палаццо Строцци
Билл Виола. Электронный Ренессанс
До 23 июля

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
3
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
4
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
5
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
Труд Дмитрия Антонова «Нимб и крест: как читать русские иконы» — иллюстрированная энциклопедия, разбирающая сюжеты отечественной иконописи до последней косточки последнего грешника в адском котле
24.05.2024
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Количество участников, широкая география проекта, насыщенная образовательная программа и новый подход к организации выставочного пространства — все это отличает ярмарку искусства 1703 в этом году
27.05.2024
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+