Билл Виола: возвращение блудного сына

№52, апрель 2017
№52
Материал из газеты

Выставка во Флоренции, где звезда видеоарта начинал свою карьеру художника

Билл Виола. «Пробуждение». 2002. Видеоинсталляция. Courtesy Bill Viola Studio
Билл Виола. «Пробуждение». 2002. Видеоинсталляция. Courtesy Bill Viola Studio

Почти все, что создал Билл Виола (р. 1951) за полвека своего творчества, от ранних видеоэкспериментов 1970-х до принесших ему мировую известность инсталляций ­1990–2000-х, разместилось в отведенном под выставки современного искусства ренессансном палаццо Строцци во Флоренции.

Билл Виола. «Потоп». 2002. Многоканальная видеоинсталляция. Courtesy Bill Viola Studio
Билл Виола. «Потоп». 2002. Многоканальная видеоинсталляция. Courtesy Bill Viola Studio

Колыбель итальянского Возрождения сыграла судьбоносную роль в творчестве американского художника. В 1974 году Виолу, только что получившего степень бакалавра изящных искусств Сиракузского университета, пригласили во Флоренцию на должность ассистента, а вскоре и технического директора видеостудии art/tapes/22, одной из первых подобных студий в Европе. На этом посту и во Флоренции Виола пробыл недолго, всего два года. Но и этого было достаточно, чтобы познакомиться лично со звездами современного искусства или с их работами: с Мариной Абрамович, Вито Аккончи, Крисом Бёрденом, Йозефом Бойсом, Аланом Капроу, Яннисом Кунеллисом.

Билл Виола. «Мученики» («Земля, воздух, огонь, вода»). Видеоинсталляция. Courtesy Bill Viola Studio
Билл Виола. «Мученики» («Земля, воздух, огонь, вода»). Видеоинсталляция. Courtesy Bill Viola Studio

Однако помимо расширения круга общения и освоения возможностей новых медиа, Виола здесь приобщился едва ли не к более важному для своего творчества источнику — произведениям классического искусства в музеях и церквях Флоренции. «Первое, что сделал мой коллега Альберто Пирелли, — он привел меня в церковь Санта-Кроче с фресками Джотто, рельефами с перспективой Донателло, к надгробиям захороненных в ней Микеланджело и Галилея. Санта-Кроче — один из величайших памятников искусства и науки», — вспоминает Виола. Память об увиденном и впитанном художником в Тоскане визуализировалась в стилистике композиций и образах персонажей его инсталляций, напрямую отсылающих к полотнам и фрескам эпохи Возрождения.

Билл Виола. «Мученики» («Земля, воздух, огонь, вода»). Видеоинсталляция. Courtesy Bill Viola Studio
Билл Виола. «Мученики» («Земля, воздух, огонь, вода»). Видеоинсталляция. Courtesy Bill Viola Studio

В выставку в палаццо Строцци включены также произведения старых мастеров из музеев и церквей Флоренции: Лукаса Кранаха, Паоло Уччелло. Алтарная композиция Якопо Понтормо «Встреча Марии и Елизаветы» (1529) из церкви Сан-Микеле в Карминьяно, ставшая прообразом видеоинсталляции Виолы «Приветствие» (1995), тоже включена в экспозицию. «Эта выставка стала редкой возможностью перекинуть мост из прошлого в настоящее, — говорит ее куратор и директор палаццо Строцци Артуро Галансино. — Виола — единственный в своем роде художник, ко­торый впитал язык классического искусства, сделал его ­актуальным,  и при этом не утратил ничего из его сути».

Палаццо Строцци
Билл Виола. Электронный Ренессанс
До 23 июля

Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
3
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
4
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
Имя Генриха Шлимана окружено мифами почти так же плотно, как история города, поискам которого он посвятил всю жизнь. Его юбилей отмечают во всем мире
12.01.2023
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
7
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Концерн LVMH, привлекший к сотрудничеству над коллекцией для Louis Vuitton Яёи Кусаму, стилизовал магазины бренда под миры японской художницы
10.01.2023
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+