18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставка о любви к советскому дизайну в 100 главах и 100 лицах

№87, декабрь-январь 2021
№87
Материал из газеты

Всероссийский музей декоративного искусства представляет «100 историй», проект, в котором экспонаты раскрываются через личные истории участников — музейных сотрудников и гостей

Алина Сапрыкина. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Алина Сапрыкина.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

Алина Сапрыкина
Главный куратор Всероссийского музея декоративного искусства, куратор выставки

Мне хотелось быстрее погрузиться в концепцию музея и его разнообразную коллекцию, насчитывающую более 250 тыс. экспонатов, вместе с тем предложив возможные способы ее актуализации. Понимая, что задача музея в ближайшие годы — разработка постоянной экспозиции декоративного искусства советского периода, я предложила идею переосмыслить выставку, посвященную шедеврам собрания. Я попросила сотрудников музея выбрать предметы персонально, а не коллегиально. Также пригласила к участию людей разного возраста и профессий, взглядов и эстетических предпочтений, чтобы каждый из них выбрал самую интересную музейную вещь, сопроводив ее комментарием. Директор музея Елена Титова идею поддержала. Для архитектурной реализации мы позвали Сару Леви и Наташу Кузьмину из бюро Александра Бродского.

В итоге получилось не только исследование и презентация красивейшей музейной коллекции, но еще и своего рода антропологическое упражнение на тему того, как разные аудитории рассказывают о советском времени. Тексты стали важной частью выставки, наряду с произведениями. Музей получил уникальные эссе — небольшие, но очень яркие истории, в каждой из которых герои по-своему признаются в любви к искусству.


Скульптура «Лыжница»

Галина Столбова, автор модели
Елизавета Лупанова, автор росписи 
Создание модели: 1953, тиражный выпуск: 1950–1960-е
Ленинградский фарфоровый завод имени М.В.Ломоносова, Ленинград
Фарфор, роспись надглазурная, позолота

Галина Столбова, Елизавета Лупанова. Скульптура «Лыжница». 1953. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Галина Столбова, Елизавета Лупанова. Скульптура «Лыжница». 1953.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

Эвелина Хромченко
Эксперт моды

Эту маленькую лыжницу 1953 года рождения я нежно люблю. Свой экземпляр из первой серии я подарила американскому дизайнеру Ральфу Лорену, когда он приезжал в 2007 году в Москву открывать первый российский бутик бренда. Ральф наотрез отказался от услуг экскурсовода и попросил меня провести ему экскурсию по старому городу, Кремлю и его музеям. Я как раз тогда готовила к выходу свою книгу Russian Style в нью-йоркском издательстве Assouline и фонтанировала захватывающими историями о культурных визитных карточках России. Мне хотелось, чтобы у Ральфа был какой-то небанальный сувенир из России, и я подумала о том, что он с его российскими корнями будет рад чему-то, что напомнит ему о детстве. В 1953 году Ральфу было 14 лет, и он наверняка гонял на лыжах примерно в таком же костюме… Я угадала с подарком. Маэстро был в восторге и от скульптурки, и от упаковки (чтобы маленькая лыжница добралась до Нью-Йорка в целости, я уложила ее в деревянный короб мезенской росписи — с красными кониками на тонких ножках, надежно обернув плотной ватой). Надеюсь, она неплохо устроилась: Ральф и его семья обожают винтаж.


Платье вечернее с поясом «Дымковская игрушка» («Вятка»)

Лина Телегина
Время создания: 1984
Общесоюзный дом моделей одежды (ОДМО), Москва
Платье: парча, синтетический шелк, капрон; аппликация, стежка. 
Пояс: синтетический шелк

Лина Телегина. Платье вечернее с поясом «Дымковская игрушка» («Вятка»). 1984. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Лина Телегина. Платье вечернее с поясом «Дымковская игрушка» («Вятка»). 1984.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

Милена Орлова
Журналист, главный редактор The Art Newspaper Russia

Первая лошадь, которую я увидела в жизни, была белой, коротконогой, с черными глазами и копытами. На ней сидел человек в синей рубашке и красной шапочке, похожей на грибок. Лошадь стояла у родителей на полке в шкафу, и мне было запрещено ее брать. Игрушка, но не простая — дымковская. Слово я запомнила, но, где это Дымково, не представляла. Родители любили путешествовать. Ездили на Север — в Каргополь, на Соловки, восхищались, как многие советские интеллигенты, народным искусством, деревянными церквями. Папа рассказывал мне, что это прекрасный дизайн. Он и сам занимался дизайном. Делал открытки, значки и даже магнитофон. Родители брали меня в гости в мастерские на улице Горького, где работали их друзья. Там была комната модельера Тамары Санчес с пестрыми платьями из лоскутов в народном духе. Когда я увидела вечернее платье Лины Телегиной «Дымковская игрушка», все это мне вспомнилось, и я выбрала его как что-то родное. Хотя дизайнер далеко ушла от народного прототипа, сохранив только обобщенный силуэт дымковской барыни и самый популярный мотив дымковской росписи — яркие круги. Это платье напоминает об абстрактной живописи, в нем есть что-то космическое.


Блюдо декоративное «Дело Ленина живет» («Серп и молот»)

Серафима Богданова, автор росписи
Время создания: конец 1960-х
Ленинградский фарфоровый завод имени М.В.Ломоносова, Ленинград
Фарфор, роспись надглазурная, позолота

Серафима Богданова. Блюдо декоративное «Дело Ленина живет» («Серп и молот»). Конец 1960-х. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Серафима Богданова. Блюдо декоративное «Дело Ленина живет» («Серп и молот»). Конец 1960-х.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

Павел Пепперштейн
Художник

Цветущие серп и молот, изображенные на тарелке «Дело Ленина живет», представляют собой в каком-то смысле идеальный объект созерцания. При взгляде на эту тарелку испытываешь прилив нешуточного восторга. А ведь эйфория, как говорят в народе, на дороге не валяется. Сама по себе эмблема серпа и молота представляет собой контаминацию древних символов. В этой эмблеме прочитывается как единение креста и полумесяца (христианства и ислама), так и буддийская мандала «инь — ян». Эта эмблема представляет собой в данном случае портал в мир бесконечного цветения, в мир божественной щедрости и свежести. При взгляде на этот объект понимаешь, что дело Ленина действительно живет и даже цветет. Более того, хочется добавить: не только дело, но и тело Ленина живет и цветет. Да здравствует счастье всех людей! Да здравствует вечное блаженство всех живых и умерших!


Скульптура «Дразнящийся чертик»

Время создания: 1960–1970-е
Урал, Касли
Чугун, покраска, литье, чеканка

Скульптура «Дразнящийся чертик». 1960–1970-е. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Скульптура «Дразнящийся чертик». 1960–1970-е.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

Алексей Иванов
Писатель

В детстве я много раз видел этого чугунного Черта у своих взрослых знакомых. Я не спрашивал, что он означает для тех, кто купил его в магазине. Я думал, что честно мне не ответят. Чугунный Черт всегда казался мне странным. Его жест — ребячье озорство, но Черт — взрослый! А кому взрослые показывают «нос»? Этот Черт, конечно, отсылал к Гоголю — а куда же еще в СССР? О чертях мы читали только у Гоголя. Гоголь увидел бесовщину у себя под Диканькой, сбежал из Малороссии, но не укрылся от дьявола и в столице. Гоголь опознал дьявола в демонической природе российской бюрократии, в инфернальности российского государства. Об этом повесть «Нос». Черт — порождение дьявола. Своему прародителю он и показывает «нос». А дьявол — это навязанный государством порядок вещей. Для советского человека чугунный Черт воплощал в себе смутное, невысказанное отторжение от правил. Он словно озвучивал послание другого малороссиянина, Григория Сковороды: «Мир ловил меня, но не поймал».


Кофейный сервиз «Солнечный»

Владимир Семенов, автор формы
Антонина Семенова, автор росписи
Время создания: 1960-е
Ленинградский фарфоровый завод имени М.В.Ломоносова, Ленинград
Фарфор, роспись надглазурная

Владимир Семенов, Антонина Семенова. Кофейный сервиз «Солнечный». 1960-е. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Владимир Семенов, Антонина Семенова. Кофейный сервиз «Солнечный». 1960-е.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

Наталья Сиповская
Искусствовед, директор Государственного института искусствознания

Новоселье родителей в 1966 году. Первое событие, что помню. Молодые конструкторы совсем закрытого КБ — и очень открытый дом со смешными праздниками, из-за которых, вероятно, на сей день от подаренного тогда сервиза уцелела лишь пара предметов. Но именно их достаю, навещая маму, чтобы опять вспомнить то острое ощущение счастья, веселый дух времени, полного надежд, чистоты и прозрачности. Уверена, что дело не только в ценности детских воспоминаний, но и в самих вещах, придуманных замечательными художниками в пору расцвета советского послевоенного дизайна. Форма «Утро» была создана Владимиром Лаврентьевичем через год после получения им Гран-при Всемирной выставки в Брюсселе. Это имя и событие вытягивают из профессиональной памяти блестящую плеяду его коллег — мастеров ЛФЗ, выходцев из художественной лаборатории ГФЗ, всерьез занятых в ту пору тем, чтобы утро их современников было ярким, как запуск первых советских космических ракет. Судя по моему опыту, это им удавалось.


Декоративная композиция «Согдиана»

Владимир Муратов 
Время создания: 1980
Гусевский хрустальный завод, Владимирская область, Гусь-Хрустальный
Хрусталь цветной, грань оптическая, техника гутная, обработка пескоструйная

Владимир Муратов. Декоративная композиция «Согдиана». 1980. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Владимир Муратов. Декоративная композиция «Согдиана». 1980.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

Елена Титова
Директор Всероссийского музея декоративного искусства

Я хорошо знаю художественное стекло советского и постсоветского периодов, со многими художниками знакома лично. Владимир Сергеевич Муратов — один из нескольких, совсем немногих, корифеев, художник широчайшего творческого диапазона — во многом определил пути развития отечественного художественного стеклоделия. Многие его работы стали новаторскими для своего времени как по формообразованию, так и по методам их декоративной обработки и цветовому решению. Работа с цветным гутным стеклом принесла автору множество творческих удач и профессиональное признание. Автор легко и красиво общается через свои произведения с непростыми собеседниками — космосом, историей человечества... Композиция из цветного хрусталя «Согдиана», строгая и отточенная в силуэте, наполнена ассоциациями, уносящими в эпохи древнейших, исчезнувших цивилизаций (согдийцы — древний народ иранского происхождения, бывший посредником между Римской, а позже Византийской империями и Китаем. — TANR). Глядя на «Согдиану», можно медитировать часами. И в то же время, если говорить о ней в контексте современного дизайна, современной стекольной пластики, это, безусловно, одна из самых значительных работ в мире!


Эскиз ткани

Наталья Киселева
Время создания: конец 1920-х
СССР, Москва
Бумага, гуашь, карандаш графитный

Наталья Киселева. Эскиз ткани. Конец 1920-х. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Наталья Киселева. Эскиз ткани. Конец 1920-х.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

Андрей Бартенев
Художник

Марш чувств. Мой взгляд бомбардируют ритмические особенности, удары акцентов, приводящие к точному итогу — систематизации моей эмоциональной реакции. Мой пульс — рык! Я вижу стройку в самом рисунке — точно не орнамент, а генплан по организации цвета и линии, точно вид с аэроплана на новые рабочие кварталы завода «Серп и молот». Жирные точки победы светлого будущего. Но конфликт коричневого и алого размывает очертания идеалов, усиливает чувство «светлому будущему никогда не произойти»…


Благодарим музей за любезно предоставленные нам фрагменты семи из «100 историй».

В проекте приняли участие: Петр Авен, Алена Ахмадуллина, Александр Васильев, Ингеборга Дапкунайте, Григорий Заславский, Виталий Куренной, Михаил Куснирович, Александр Липницкий, Марина Лошак, Павел Лунгин, Монеточка, Миша MOST, Анна Наринская, Ирина Прохорова, Маргарита Пушкина, Валерия Роднянская, Чулпан Хаматова, Илья Хржановский, Николай Цискаридзе, Игорь Чапурин, Михаил Швыдкой и другие известные и не очень известные, но оттого не менее интересные люди.

Всероссийский музей декоративного искусства
100 историй
3 февраля — 15 августа

Самое читаемое:
1
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Живописный город на севере Израиля расположился на склонах горы Кармель. Чем он славен, кроме диковинных и немного китчевых Бахайских садов, и что стоит посмотреть в стороне от привычных туристических маршрутов
24.03.2023
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
7
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Избранные произведения советского андерграунда из собрания Наталии Опалевой приехали на выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
02.03.2023
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+