18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Российский дизайн выступает на радио

Экспериментальный снегоход, униформа железнодорожников, кресло для хрущевок и многие другие российские ноу-хау и разработки — темы новой радиопрограммы «Говорит дизайн» на радио «Культура»

Совместный проект радио «Культура» и Московского музея дизайна «Говорит дизайн» задуман как серия интервью с лучшими представителями этой многоликой профессии, кураторами и коллекционерами, которые ведут директор музея Александра Санькова и ее заместитель Ольга Дружинина.

Музей дизайна возник в 2012 году, за это время провел десятки выставок как в России, так и за рубежом, сейчас базируется в Новой Третьяковке. В коллекции музея находятся лучшие образцы отечественного дизайна — от авангарда до наших дней, как массового производства, так и уникальных разработок. Представляем сюжеты и героев ближайших программ.

Юрий Долматовский, Александр Ольшанецкий и другие (ВНИИТЭ). Такси. 1964. Фото: Московский музей дизайна
Юрий Долматовский, Александр Ольшанецкий и другие (ВНИИТЭ). Такси. 1964.
Фото: Московский музей дизайна

Перспективное такси (Такси ВНИИТЭ)

Дизайнеры Юрий Долматовский, Александр Ольшанецкий и другие
Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ)
1964

Специальный автомобиль для таксомоторной службы представлял собой маленький автобус — надежный, компактный, вместительный. Дизайнеры перенесли двигатель из передней в заднюю часть автомобиля. Такой подход дал ряд преимуществ: улучшилась обзорность, маневренность, упростилась парковка. Но самое главное — увеличилось внутреннее пространство, и багаж теперь размещали в салоне. Раздвижную, а не распашную дверь оснастили электрическим приводом. Водитель мог открывать и закрывать ее, не выходя из машины. Для удобства посадки и высадки с багажом, детской или инвалидной коляской в автомобиле был понижен уровень пола.

Было изготовлено два опытных образца такси. В течение месяца они работали на московских улицах. Но в массовое производство автомобиль так и не был запущен. Его 3D-модель, созданная по чертежам из архива ВНИИТЭ, находится в собрании Московского музея дизайна.

Автор неизвестен. Кресло. 1960-е годы. Фото: Московский музей дизайна
Автор неизвестен. Кресло. 1960-е годы.
Фото: Московский музей дизайна

Кресло

Дизайнер неизвестен
1960-е годы

Кресло из коллекции Московского музея дизайна — характерный пример советской мебели 1960-х годов. В эти годы стилистика мебели изменилась, что в первую очередь было связано с массовым строительством малогабаритных квартир, в которые массивные столы и высокие книжные шкафы не помещались. Новая стилистика возникла во многом под западным влиянием: в период хрущевской оттепели открывались выставки европейского и американского дизайна, появились иностранные журналы, например «Америка» и Domus. Эталоны определялись и регулярно проводимыми конкурсами-выставками мебели. Правда, большинство представленных на них проектов так и оставались экспонатами, но общее направление они задавали.

Сиденье кресла занижено, чтобы над ним было больше пространства и низкие потолки хрущевок не «давили» на голову сидящего человека. Деревянные подлокотники и наклоненные под небольшим углом конические ножки — признаки стиля, который часто называют «модернизм середины века» (mid-century modern, на Западе он появился в 1950-е, а в Советский Союз пришел в 1960-е). Ножки и подлокотники сделаны из массива дерева и покрыты лаком, в этот период почти не использовали ДСП и искусственные материалы. Обивку делали из прочной, легко чистящейся ткани. Предполагалось, что мебель должна быть практичной и служить долго. Изменилась и цветовая гамма. Пестрые орнаменты, которые неплохо смотрелись в больших пространствах, не подходили для маленьких комнат — им на смену пришли яркие локальные цвета.

Никита Коптелин, Александр Попов (ВНИИТЭ). Снегоход. 1979. Фото: Московский музей дизайна
Никита Коптелин, Александр Попов (ВНИИТЭ). Снегоход. 1979.
Фото: Московский музей дизайна

Снегоход 1980-Е

Дизайнеры Никита Коптелин, Александр Попов
Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ)
1979

В конце 1970-х годов дизайнеры ВНИИТЭ одними из первых в мире предложили использовать снегоходы с закрытой кабиной. Основная задача конструкторов заключалась в том, чтобы сделать этот способ передвижения максимально комфортным.

Впервые снегоход стал теплым. Закрытая кабина позволяла перемещаться с большей скоростью, обеспечивала безопасность и удобство, решала проблему звукоизоляции. Перенос мотора из передней в заднюю часть снегохода позволил снизить уровень шума, увеличить пространство внутри кабины, улучшить видимость и управляемость. Дизайнеры предложили использовать стеклопластик вместо стали — впервые для такого вида транспорта. За счет этого можно было избежать коррозии, возникающей в результате повреждения поверхности о снег и ветви деревьев.

Подобно «Ниве», признанной первым удобным внедорожником, снегоход 1980-Е должен был стать первым комфортным зимним видом транспорта. Его экспериментальная модель была показана на международной выставке и привлекла внимание президента Финляндии. Он хотел купить разработку и запустить ее в серийное производство, но проект был приостановлен на стадии конструкторского предложения. Его макет сейчас находится в собрании Московского музея дизайна.

Дмитрий Кочугов, Андрей Мещанинов, Татьяна Павлова и другие (ВНИИТЭ). Дизайн-программа «Вторичные материальные ресурсы». 1979–1985. Фото: Московский музей дизайна
Дмитрий Кочугов, Андрей Мещанинов, Татьяна Павлова и другие (ВНИИТЭ). Дизайн-программа «Вторичные материальные ресурсы». 1979–1985.
Фото: Московский музей дизайна

Дизайн-программа «Вторичные материальные ресурсы» (ВТОМАР)

Дизайнеры Дмитрий Кочугов, Андрей Мещанинов, Татьяна Павлова и другие
Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ)
1979–1985

Впервые проблемой загрязнения окружающей среды в СССР обеспокоились в конце 1970-х годов. На тот момент система сбора и вторичной переработки отходов работала плохо и практически весь мусор отправлялся на полигоны захоронения. Программа ВТОМАР должна была решить эту проблему.

Дизайнеры начали работу с анализа всего процесса: как мусор из разных источников его образования перемещается к месту сборки, транспортируется до места переработки и потом до потребителя. Полученные результаты — информация о различных ситуациях накопления, сбора, транспортировки, хранения вторичных ресурсов — были представлены в виде рисунков и схем. На их основе специалисты разработали многочисленные варианты необходимого оборудования: накопительные емкости, контейнеры, вспомогательные устройства фиксации, переноски и перевозки, одежду сотрудников службы ВТОМАР, фирменный стиль.

В 1985 году дизайн-программа ВТОМАР была опробована в молдавском городе Бельцы. Это был эксперимент по сбору макулатуры. Он прошел успешно, но, к сожалению, остался единственной попыткой применения нового подхода. Ни образцов униформы, ни контейнеров, ни рекламной продукции не сохранилось. Остались только фотографии, которые сейчас находятся в архиве Московского музея дизайна.

Дмитрий Азрикан, Алексей Колотушкин, Игорь Лысенко, Марина Михеева, Елена Рузова и другие (ВНИИТЭ). СФИНКС (СуперФункциональный ИНформационно-Коммуникационный комплекС). 1986. Фото: Московский музей дизайна
Дмитрий Азрикан, Алексей Колотушкин, Игорь Лысенко, Марина Михеева, Елена Рузова и другие (ВНИИТЭ). СФИНКС (СуперФункциональный ИНформационно-Коммуникационный комплекС). 1986.
Фото: Московский музей дизайна

СФИНКС (СуперФункциональный ИНформационно-Коммуникационный комплекС)

Дизайнеры Дмитрий Азрикан, Алексей Колотушкин, Игорь Лысенко, Марина Михеева, Елена Рузова и другие
Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ)
1986

Телерадиокомплекс СФИНКС — это система для получения информации от всех домашних устройств и управления ими. В комплекс входили колонки, наушники, дисплеи, несколько пультов управления, диски и процессор. Проект — предшественник «умного дома».

Дизайнеры предложили удобный и функциональный интерфейс будущей единой системы. Вся работа по приему, записи, хранению и раздаче информации осуществлялась центральным процессором с универсальным запоминающим устройством. Чтобы человек мог коммуницировать с домом всегда и везде, дизайнеры предложили использовать три типа датчиков. Первый — аналог современных «умных часов», второй — датчики, размещенные непосредственно в жилом пространстве, третий — находящиеся в автомобиле. Информацию планировали передавать с помощью радиосигнала, по кабельным каналам и телефонным сетям.

Потенциальные возможности СФИНКСА были огромны. Например, солнечные очки могли бы превращаться в дисплей, показывающий интересующую пользователя информацию. Что касается визуального решения, то оно очевидно имеет сходство с будущей продукцией компании Apple. Проект остался на стадии прототипа. Его точная 3D-модель находится в собрании Московского музея дизайна.

Игорь Гурович. Плакат для культурного центра «Дом». 2011. Фото: Московский музей дизайна
Игорь Гурович. Плакат для культурного центра «Дом». 2011.
Фото: Московский музей дизайна

Плакаты для культурного центра «Дом»

Дизайнер Игорь Гурович
1999–2020

По мнению многих критиков, именно плакаты для культурного центра «Дом» принесли Игорю Гуровичу популярность художника-графика. За годы работы «Дома» дизайн-бюро Ostengruppe, сооснователем которого был Гурович, сделало более 700 плакатов. Некоторые из них получили международные награды. Но самое главное, в них дизайнеру удалось создать уникальный стиль, идеально соответствующий свободной, экспериментальной атмосфере культурного центра. Стиль по гамме близок к советскому авангарду 1920-х годов с его использованием ограниченного количества цветов (в основном красный, белый, черный), а по форме — к современному искусству, особенно к Жан-Мишелю Баскиа по экспрессивности и нарочитому несовершенству форм.

Среди других проектов Игоря Гуровича — оформление Московского международного кинофестиваля, «Кинотавра», разработка фирменного стиля олимпийской сборной России.

Виктория Андреянова. Форма для компании «Российские железные дороги». 2007. Фото: Московский музей дизайна
Виктория Андреянова. Форма для компании «Российские железные дороги». 2007.
Фото: Московский музей дизайна

Форма для компании «Российские железные дороги»

Дизайнер Виктория Андреянова
2007

«Серьезный, зрелый, тяжелый проект» — так назвала Виктория Андреянова, один из немногих российских дизайнеров, известных и в нашей стране, и за ее пределами, сотрудничество с РЖД. Ее модный дом Victoria Andreyanova существует уже почти 30 лет. Виктория Андреянова не только шьет одежду для знаменитостей — она разработала дизайн униформы для «Аэрофлота», Московского метрополитена и сотрудников Третьяковской галереи.

В проекте для «Российских железных дорог» модельеру пришлось и участвовать в конкурсе, и отстаивать свою концепцию перед вице-президентами компании. Они настаивали на темно-синем цвете, а Андреянова предложила серый с красным вариант (в синий она уже переодела главного авиаперевозчика и не хотела повторяться). Руководство РЖД согласилось, а через некоторое время в этот цвет перекрасили все поезда.

В коллекции одежды для сотрудников РЖД легко узнать главные черты бренда: минимализм, функциональность кроя, внимание к деталям и высокое качество. Один из комплектов Виктория Андреянова передала в коллекцию Московского музея дизайна.

Сергей Смирнов (компания SmirnovDesign). Дефибриллятор AXION. 2012. Фото: Московский музей дизайна
Сергей Смирнов (компания SmirnovDesign). Дефибриллятор AXION. 2012.
Фото: Московский музей дизайна

Дефибриллятор AXION

Дизайнер Сергей Смирнов
Компания SmirnovDesign
2012

Сергей Смирнов — промышленный дизайнер с 20-летним стажем, основатель и генеральный директор SmirnovDesign. Его компания, один из лидеров этой отрасли в России, много занимается разработкой медицинского оборудования.

К дизайну медтехники предъявляют особенно серьезные требования. В интервью и лекциях Смирнов говорит, что в этой сфере хороший дизайн может спасти жизнь. Так, дефибриллятор может «вытащить человека с того света», а если врачу неудобно с ним работать, теряются необходимые для спасения жизни секунды. Прежде чем проектировать прибор, дизайнеры наблюдали за работой врачей с подобными устройствами и в похожих условиях. В результате родилось оптимальное решение и с эстетической, и с эргономической точек зрения: компоновка прибора, размещение внешних элементов, количество деталей. Например, электроды разместили на верхней плоскости прибора, и это упростило и ускорило процесс его использования в экстремальной ситуации. Чтобы быстрее и удобнее менять аккумулятор, его расположили на фронтальной плоскости.

Программа «Говорит дизайн» выходит на радио «Культура» еженедельно по пятницам в 18:05. Уже вышедшие программы можно послушать на странице.

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+