Российский дизайн выступает на радио

Экспериментальный снегоход, униформа железнодорожников, кресло для хрущевок и многие другие российские ноу-хау и разработки — темы новой радиопрограммы «Говорит дизайн» на радио «Культура»

Совместный проект радио «Культура» и Московского музея дизайна «Говорит дизайн» задуман как серия интервью с лучшими представителями этой многоликой профессии, кураторами и коллекционерами, которые ведут директор музея Александра Санькова и ее заместитель Ольга Дружинина.

Музей дизайна возник в 2012 году, за это время провел десятки выставок как в России, так и за рубежом, сейчас базируется в Новой Третьяковке. В коллекции музея находятся лучшие образцы отечественного дизайна — от авангарда до наших дней, как массового производства, так и уникальных разработок. Представляем сюжеты и героев ближайших программ.

Юрий Долматовский, Александр Ольшанецкий и другие (ВНИИТЭ). Такси. 1964. Фото: Московский музей дизайна
Юрий Долматовский, Александр Ольшанецкий и другие (ВНИИТЭ). Такси. 1964.
Фото: Московский музей дизайна

Перспективное такси (Такси ВНИИТЭ)

Дизайнеры Юрий Долматовский, Александр Ольшанецкий и другие
Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ)
1964

Специальный автомобиль для таксомоторной службы представлял собой маленький автобус — надежный, компактный, вместительный. Дизайнеры перенесли двигатель из передней в заднюю часть автомобиля. Такой подход дал ряд преимуществ: улучшилась обзорность, маневренность, упростилась парковка. Но самое главное — увеличилось внутреннее пространство, и багаж теперь размещали в салоне. Раздвижную, а не распашную дверь оснастили электрическим приводом. Водитель мог открывать и закрывать ее, не выходя из машины. Для удобства посадки и высадки с багажом, детской или инвалидной коляской в автомобиле был понижен уровень пола.

Было изготовлено два опытных образца такси. В течение месяца они работали на московских улицах. Но в массовое производство автомобиль так и не был запущен. Его 3D-модель, созданная по чертежам из архива ВНИИТЭ, находится в собрании Московского музея дизайна.

Автор неизвестен. Кресло. 1960-е годы. Фото: Московский музей дизайна
Автор неизвестен. Кресло. 1960-е годы.
Фото: Московский музей дизайна

Кресло

Дизайнер неизвестен
1960-е годы

Кресло из коллекции Московского музея дизайна — характерный пример советской мебели 1960-х годов. В эти годы стилистика мебели изменилась, что в первую очередь было связано с массовым строительством малогабаритных квартир, в которые массивные столы и высокие книжные шкафы не помещались. Новая стилистика возникла во многом под западным влиянием: в период хрущевской оттепели открывались выставки европейского и американского дизайна, появились иностранные журналы, например «Америка» и Domus. Эталоны определялись и регулярно проводимыми конкурсами-выставками мебели. Правда, большинство представленных на них проектов так и оставались экспонатами, но общее направление они задавали.

Сиденье кресла занижено, чтобы над ним было больше пространства и низкие потолки хрущевок не «давили» на голову сидящего человека. Деревянные подлокотники и наклоненные под небольшим углом конические ножки — признаки стиля, который часто называют «модернизм середины века» (mid-century modern, на Западе он появился в 1950-е, а в Советский Союз пришел в 1960-е). Ножки и подлокотники сделаны из массива дерева и покрыты лаком, в этот период почти не использовали ДСП и искусственные материалы. Обивку делали из прочной, легко чистящейся ткани. Предполагалось, что мебель должна быть практичной и служить долго. Изменилась и цветовая гамма. Пестрые орнаменты, которые неплохо смотрелись в больших пространствах, не подходили для маленьких комнат — им на смену пришли яркие локальные цвета.

Никита Коптелин, Александр Попов (ВНИИТЭ). Снегоход. 1979. Фото: Московский музей дизайна
Никита Коптелин, Александр Попов (ВНИИТЭ). Снегоход. 1979.
Фото: Московский музей дизайна

Снегоход 1980-Е

Дизайнеры Никита Коптелин, Александр Попов
Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ)
1979

В конце 1970-х годов дизайнеры ВНИИТЭ одними из первых в мире предложили использовать снегоходы с закрытой кабиной. Основная задача конструкторов заключалась в том, чтобы сделать этот способ передвижения максимально комфортным.

Впервые снегоход стал теплым. Закрытая кабина позволяла перемещаться с большей скоростью, обеспечивала безопасность и удобство, решала проблему звукоизоляции. Перенос мотора из передней в заднюю часть снегохода позволил снизить уровень шума, увеличить пространство внутри кабины, улучшить видимость и управляемость. Дизайнеры предложили использовать стеклопластик вместо стали — впервые для такого вида транспорта. За счет этого можно было избежать коррозии, возникающей в результате повреждения поверхности о снег и ветви деревьев.

Подобно «Ниве», признанной первым удобным внедорожником, снегоход 1980-Е должен был стать первым комфортным зимним видом транспорта. Его экспериментальная модель была показана на международной выставке и привлекла внимание президента Финляндии. Он хотел купить разработку и запустить ее в серийное производство, но проект был приостановлен на стадии конструкторского предложения. Его макет сейчас находится в собрании Московского музея дизайна.

Дмитрий Кочугов, Андрей Мещанинов, Татьяна Павлова и другие (ВНИИТЭ). Дизайн-программа «Вторичные материальные ресурсы». 1979–1985. Фото: Московский музей дизайна
Дмитрий Кочугов, Андрей Мещанинов, Татьяна Павлова и другие (ВНИИТЭ). Дизайн-программа «Вторичные материальные ресурсы». 1979–1985.
Фото: Московский музей дизайна

Дизайн-программа «Вторичные материальные ресурсы» (ВТОМАР)

Дизайнеры Дмитрий Кочугов, Андрей Мещанинов, Татьяна Павлова и другие
Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ)
1979–1985

Впервые проблемой загрязнения окружающей среды в СССР обеспокоились в конце 1970-х годов. На тот момент система сбора и вторичной переработки отходов работала плохо и практически весь мусор отправлялся на полигоны захоронения. Программа ВТОМАР должна была решить эту проблему.

Дизайнеры начали работу с анализа всего процесса: как мусор из разных источников его образования перемещается к месту сборки, транспортируется до места переработки и потом до потребителя. Полученные результаты — информация о различных ситуациях накопления, сбора, транспортировки, хранения вторичных ресурсов — были представлены в виде рисунков и схем. На их основе специалисты разработали многочисленные варианты необходимого оборудования: накопительные емкости, контейнеры, вспомогательные устройства фиксации, переноски и перевозки, одежду сотрудников службы ВТОМАР, фирменный стиль.

В 1985 году дизайн-программа ВТОМАР была опробована в молдавском городе Бельцы. Это был эксперимент по сбору макулатуры. Он прошел успешно, но, к сожалению, остался единственной попыткой применения нового подхода. Ни образцов униформы, ни контейнеров, ни рекламной продукции не сохранилось. Остались только фотографии, которые сейчас находятся в архиве Московского музея дизайна.

Дмитрий Азрикан, Алексей Колотушкин, Игорь Лысенко, Марина Михеева, Елена Рузова и другие (ВНИИТЭ). СФИНКС (СуперФункциональный ИНформационно-Коммуникационный комплекС). 1986. Фото: Московский музей дизайна
Дмитрий Азрикан, Алексей Колотушкин, Игорь Лысенко, Марина Михеева, Елена Рузова и другие (ВНИИТЭ). СФИНКС (СуперФункциональный ИНформационно-Коммуникационный комплекС). 1986.
Фото: Московский музей дизайна

СФИНКС (СуперФункциональный ИНформационно-Коммуникационный комплекС)

Дизайнеры Дмитрий Азрикан, Алексей Колотушкин, Игорь Лысенко, Марина Михеева, Елена Рузова и другие
Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ)
1986

Телерадиокомплекс СФИНКС — это система для получения информации от всех домашних устройств и управления ими. В комплекс входили колонки, наушники, дисплеи, несколько пультов управления, диски и процессор. Проект — предшественник «умного дома».

Дизайнеры предложили удобный и функциональный интерфейс будущей единой системы. Вся работа по приему, записи, хранению и раздаче информации осуществлялась центральным процессором с универсальным запоминающим устройством. Чтобы человек мог коммуницировать с домом всегда и везде, дизайнеры предложили использовать три типа датчиков. Первый — аналог современных «умных часов», второй — датчики, размещенные непосредственно в жилом пространстве, третий — находящиеся в автомобиле. Информацию планировали передавать с помощью радиосигнала, по кабельным каналам и телефонным сетям.

Потенциальные возможности СФИНКСА были огромны. Например, солнечные очки могли бы превращаться в дисплей, показывающий интересующую пользователя информацию. Что касается визуального решения, то оно очевидно имеет сходство с будущей продукцией компании Apple. Проект остался на стадии прототипа. Его точная 3D-модель находится в собрании Московского музея дизайна.

Игорь Гурович. Плакат для культурного центра «Дом». 2011. Фото: Московский музей дизайна
Игорь Гурович. Плакат для культурного центра «Дом». 2011.
Фото: Московский музей дизайна

Плакаты для культурного центра «Дом»

Дизайнер Игорь Гурович
1999–2020

По мнению многих критиков, именно плакаты для культурного центра «Дом» принесли Игорю Гуровичу популярность художника-графика. За годы работы «Дома» дизайн-бюро Ostengruppe, сооснователем которого был Гурович, сделало более 700 плакатов. Некоторые из них получили международные награды. Но самое главное, в них дизайнеру удалось создать уникальный стиль, идеально соответствующий свободной, экспериментальной атмосфере культурного центра. Стиль по гамме близок к советскому авангарду 1920-х годов с его использованием ограниченного количества цветов (в основном красный, белый, черный), а по форме — к современному искусству, особенно к Жан-Мишелю Баскиа по экспрессивности и нарочитому несовершенству форм.

Среди других проектов Игоря Гуровича — оформление Московского международного кинофестиваля, «Кинотавра», разработка фирменного стиля олимпийской сборной России.

Виктория Андреянова. Форма для компании «Российские железные дороги». 2007. Фото: Московский музей дизайна
Виктория Андреянова. Форма для компании «Российские железные дороги». 2007.
Фото: Московский музей дизайна

Форма для компании «Российские железные дороги»

Дизайнер Виктория Андреянова
2007

«Серьезный, зрелый, тяжелый проект» — так назвала Виктория Андреянова, один из немногих российских дизайнеров, известных и в нашей стране, и за ее пределами, сотрудничество с РЖД. Ее модный дом Victoria Andreyanova существует уже почти 30 лет. Виктория Андреянова не только шьет одежду для знаменитостей — она разработала дизайн униформы для «Аэрофлота», Московского метрополитена и сотрудников Третьяковской галереи.

В проекте для «Российских железных дорог» модельеру пришлось и участвовать в конкурсе, и отстаивать свою концепцию перед вице-президентами компании. Они настаивали на темно-синем цвете, а Андреянова предложила серый с красным вариант (в синий она уже переодела главного авиаперевозчика и не хотела повторяться). Руководство РЖД согласилось, а через некоторое время в этот цвет перекрасили все поезда.

В коллекции одежды для сотрудников РЖД легко узнать главные черты бренда: минимализм, функциональность кроя, внимание к деталям и высокое качество. Один из комплектов Виктория Андреянова передала в коллекцию Московского музея дизайна.

Сергей Смирнов (компания SmirnovDesign). Дефибриллятор AXION. 2012. Фото: Московский музей дизайна
Сергей Смирнов (компания SmirnovDesign). Дефибриллятор AXION. 2012.
Фото: Московский музей дизайна

Дефибриллятор AXION

Дизайнер Сергей Смирнов
Компания SmirnovDesign
2012

Сергей Смирнов — промышленный дизайнер с 20-летним стажем, основатель и генеральный директор SmirnovDesign. Его компания, один из лидеров этой отрасли в России, много занимается разработкой медицинского оборудования.

К дизайну медтехники предъявляют особенно серьезные требования. В интервью и лекциях Смирнов говорит, что в этой сфере хороший дизайн может спасти жизнь. Так, дефибриллятор может «вытащить человека с того света», а если врачу неудобно с ним работать, теряются необходимые для спасения жизни секунды. Прежде чем проектировать прибор, дизайнеры наблюдали за работой врачей с подобными устройствами и в похожих условиях. В результате родилось оптимальное решение и с эстетической, и с эргономической точек зрения: компоновка прибора, размещение внешних элементов, количество деталей. Например, электроды разместили на верхней плоскости прибора, и это упростило и ускорило процесс его использования в экстремальной ситуации. Чтобы быстрее и удобнее менять аккумулятор, его расположили на фронтальной плоскости.

Программа «Говорит дизайн» выходит на радио «Культура» еженедельно по пятницам в 18:05. Уже вышедшие программы можно послушать на странице.

Самое читаемое:
1
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
2
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
3
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
4
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
5
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
Однако картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» вернется в экспозицию только к началу следующего года: необходимо создать антивандальную капсулу. Реставрация огромного полотна признана экспертами успешной и революционной
24.05.2022
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
6
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
Этот художник входил в важные инициативные группы и часто бывал в передовых авангардных рядах, но остался в тени более успешных сподвижников. Каталог его выставки демонстрирует те качества автора, которые ему и помогали, и мешали в творчестве
29.04.2022
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
7
Слуги и рабы, прежде едва различимые, выходят на авансцену
В обзоре 400 лет истории изобразительного искусства рассказывается о жизни домашней прислуги, лишь изредка упоминая о хозяевах. Для Дайаны Волфтал важно все то, на что раньше специалисты предпочитали не обращать внимания
20.05.2022
Слуги и рабы, прежде едва различимые, выходят на авансцену
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+