Мысли о вещах и сами вещи

№86, ноябрь 2020
№86
Материал из газеты

Взгляд на советский дизайн с позиций мировой академической культуры — большая редкость. Именно он явлен в англоязычной книге Юлии Карповой

Часы «Весна». 1963. Владимирская часовая фабрика. Фото: Коллекция Азата Романова
Часы «Весна». 1963. Владимирская часовая фабрика.
Фото: Коллекция Азата Романова

Себя саму Юлия Карпова в заголовке одной из своих статей называет East European academic nomad («восточноевропейский академический кочевник»). В 2008 году она окончила Академию Штиглица в Петербурге (бывшее Мухинское училище), а семь лет спустя получила степень PhD в Центральноевропейском университете в Будапеште. Кроме того, она училась в Орхусском университете в Дании и была вольным слушателем в Принстоне в США. Книга Comradely Objects («Дружественные объекты»), выпущенная издательством Манчестерского университета, — переработанный текст ее диссертации 2015 года.

Книга рассказывает о дизайне в РСФСР (другие республики СССР остались за рамками исследования) в период с середины 1950-х годов до конца советского режима. Под «дизайном» автор понимает промышленный дизайн и прикладное искусство. В англоязычной академической традиции, в отличие от отечественной, не отделяют одно от другого. Юлия Карпова не останавливается на книжной графике, моде и многом другом, что сейчас попадает под широкое определение термина. Ее труд — только о дизайне вещей.

Михаил Копылков. «Розовое платье и осеннее пальто». 1976. Фото: Издательство «Новая Нива»
Михаил Копылков. «Розовое платье и осеннее пальто». 1976.
Фото: Издательство «Новая Нива»

Это классическая научная монография с историографическим обзором, редкими иллюстрациями и сотнями ссылок на старые журналы и архивы. Читатель, которого не отпугнет эта характеристика, будет приятно удивлен тем, как написана книга. У Карповой хороший язык. Она точна в формулировках и строит фразы ясно и просто. Даже в англоязычном тексте у нее сохраняется плавное течение мысли, свойственное русской речи.

Автор тем не менее принадлежит мировой академической культуре и соответствует ее стандартам качества. Увы, у нас они не так высоки. Монографии об отечественном дизайне, выпущенные в последние годы в России, при всех своих достоинствах написаны канцелярским языком, в них встречаются анекдотические ошибки, и, главное, их цели не простираются дальше глорификации учреждений, где работают авторы. Книга Юлии Карповой во всех отношениях гораздо более зрелая.

Пылесос «Буран». Фабрика «Электромашина». Фото: Музей Москвы
Пылесос «Буран». Фабрика «Электромашина».
Фото: Музей Москвы

Как подобает независимому университетскому исследователю, она опирается главным образом на первоисточники — тексты о советском дизайне, которые писали сами дизайнеры. Темы пяти основных глав монографии — стиль хрущевской оттепели, концепция «технической эстетики», новая декоративность позднего советского прикладного искусства, «дизайн-программы», сложные отношения между художниками и производством — подсказаны журнальной полемикой 1960–1980-х годов.

Автор превосходно ориентируется в материале. Ей, например, известны биографии многих из тех, кто писал статьи в советские журналы. Разбирая и критикуя их тексты, она словно спорит со старыми знакомыми. Главы насыщены фактами, именами, названиями полузабытых организаций и выставок. Многие события, о которых рассказывает книга — например, работа студентов МВХПУ (Строгановского училища) над мебелью для Дворца пионеров в Москве или выставки ленинградской группы «Одна композиция», — в академической литературе прежде не упоминались.

Karpova Y. Comradely Objects: Design and Material Culture in Soviet Russia, 1960s-80s. Manchester University Press, 2020. 232 с. На английском языке
Karpova Y. Comradely Objects: Design and Material Culture in Soviet Russia, 1960s-80s. Manchester University Press, 2020. 232 с. На английском языке

Однако в основном книга рассказывает не о событиях, а о публикациях в старых журналах, преимущественно в «Декоративном искусстве СССР». Автор имеет особую склонность к критике источников и рассуждает о них увлеченно, вдумчиво, тонко, как мало кто умеет. Из-за этого Comradely Objects, претендуя быть книгой о вещах, в большей степени текст о текстах. Порой кажется, что «дружественные объекты», которым она посвящена, заслоняет от нас пелена из слов, и сквозь нее к ним не прорваться. Это не столько история советского дизайна, сколько история советской художественной критики применительно к дизайну.

Разумеется, нельзя понять историческое явление, не изучив, что о нем писали современники. Но это лишь начало работы. Чтобы продолжить ее, нужно взглянуть и на объект, и, возможно, на источники с удаленной критической позиции. Мне кажется, что историческая антропология и социальная история искусства дают на выбор сразу несколько таких позиций. Их можно найти, например, в размышлениях Сьюзен Рид об «агентностях» в хрущевскую эпоху или Алексея Юрчака об «авторитетном дискурсе». 

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
18.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
3
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
4
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
5
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
6
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+