18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

У Тосканы нет мелочей

№87
Материал из газеты

Тексты представляют собой не только путевые заметки и дневниковые записи, но включают еще и развернутые цитаты из книги Курцио Малапарте «Проклятые тосканцы»

Альянс московского издательства «Барбарис» с Валерием Сировским — писателем, переводчиком, художником — сложился довольно давно. «Барбарис» в совокупности выпустило шесть книг Сировского, вернее, теперь уже семь. «Тоскана. Мои тетради» продолжает авторскую серию изданий, посвященных путешествиям. Жанр этих «тетрадей» (а книга действительно стилизована под тетрадь, перевязанную у корешка бечевкой и легко складывающуюся пополам) можно определить как травелог, однако лучше, пожалуй, воспользоваться формулой из редакторского предисловия Ирины Тархановой — «свободный рассказ в текстах и картинках».

Что касается текстов — они представляют собой не только путевые заметки и дневниковые записи, но включают еще и развернутые цитаты из книги Курцио Малапарте «Проклятые тосканцы» в переводе того же Сировского. Именно Малапарте назначен здесь ответственным за философские метафоры и исторические аналогии, а сам автор тетрадей, не чувствуя бремени фундаментальных задач, своевольно переходит от сюжета к сюжету в череде коротких новелл. «Картинки» же, главным образом пейзажи, сделанные тушью, пастелью или сангиной, вроде бы играют роль иллюстраций, хотя понятно, что они скорее призваны рождать дополнительную эмоцию, нежели подчеркивать топографию.

Путевые записи обычно подразумевают не только пространство, но и время — хотя бы то, которое затрачено на передвижение от объекта к объекту. Но здесь хронология вообще-то не очень связана с расстояниями. «В Италию я езжу постоянно с 1962 года», — говорит автор, так что травелог прихотливо перемежается с мемуарами, формируя еще одно наслоение времени — помимо упоминаемых столетий истории.

В своих рассказах Сировский намеренно прост, они звучат почти как рецепты любимой им «еды для бедняков». И даже когда речь заходит о высоком искусстве (а в данном случае «не говорить об искусстве — преступление», уверяет автор), он избегает чрезмерного глубокомыслия. Например, на фресках Амброджо Лоренцетти «Плоды доброго и дурного правления» в Сиене читателю предлагается обратить внимание не на что-нибудь аллегорическое, а на свинью, называемую cinta senese, «сиенская полосатая», которая нынче служит символом биологически чистого животноводства в Тоскане. А про столицу региона сказано и вовсе утилитарно: «Во времена Возрождения во Флоренции было больше мастерских художников, чем мясных лавок».

Может показаться, что путешественник берет за образец свойство, декларированное Малапарте: «Тосканцы верят только в то, что можно потрогать». Хотя из приземленных фрагментов в книге монтируются вполне поэтичные образы. И читателю нет необходимости передвигаться потом этими же маршрутами и следовать именно этим рекомендациям. Главный совет здесь таков: «Искусство тосканского путешествия в том, чтобы никогда никуда не торопиться и смотреть, смотреть, смотреть вокруг».

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
3
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
4
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
5
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
6
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+