18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Стеклянный занавес

№87
Материал из газеты

Основатель и многолетний главный редактор газеты The Art Newspaper Анна Сомерс Кокс рассказала Russian Art Focus, что нужно делать российским художникам, чтобы прославиться за рубежом

Популярный вопрос «назовите трех знаменитых бельгийцев», призванный обезоружить соперников по барным викторинам, к сожалению, применим и к современной художественной сцене России. Девять из десяти случайных прохожих на улицах Лондона или Нью-Йорка не продвинутся дальше имени российского президента Владимира Путина и, быть может, еще Pussy Riot, протестные акции которых понятны западной аудитории и вписываются в традицию, ожидающую от искусства натиска и бунтарства (ну и вдобавок название группы легко запоминается).

По сути, все дело в том, что у России большие проблемы с видимостью. Несмотря на то что граница с Западом открылась еще в 1990-е, создается ощущение, что даже во времена железного занавеса России удавалось создавать больше связей с внешним миром. Мы знали (или, по крайней мере, думали, что знаем), что это за страна, и многих воодушевляла ее мечта о совершенном обществе. Парадоксально, но знаменитое замечание Уинстона Черчилля, сказавшего в 1939 году, что «Россия — это загадка, окутанная тайной внутри головоломки», сейчас больше соответствует действительности, чем в те времена, поскольку западные СМИ практически не освещают происходящее в современной России, за исключением разве что ее запутанной и агрессивной, на наш взгляд, внешней политики и таких сюжетов, как отравление оппозиционного политика Алексея Навального.

В свою очередь, наша плохая осведомленность о России означает, что ее так называемая мягкая сила пренебрежимо мала, то есть, когда люди на Западе думают об этой стране, в их сознании всплывает очень мало приятных образов современности. Проще говоря, по шкале привлекательности Россия набирает мало баллов.

В реальности «мягкая сила» бесконечно далека от деликатности. С благородными и вдохновляющими идеями она связана куда меньше, чем с положительными стереотипами и, поскольку наша культура сильно завязана на потреблении, соблазнительными товарами, такими как, например, пицца, оперные страсти, искусство и стильные сумки (Италия), надежность, престижные машины и часы (Германия и Швейцария), логическое мышление, сексуальная привлекательность, высокая кухня и стильные сумки (Франция).

Говоря о положении российского искусства во внешнем мире, нельзя не учитывать, что интерес к искусству той или иной страны тесно связан с тремя показателями: насколько люди симпатизируют стране и ощущают себя связанными с ней, насколько влиятельна эта страна и сколько она сама готова тратить на собственное искусство. К примеру, Китай показывает слабый результат в первой категории, но сильный во второй и третьей.

Взлет США к вершине современного искусства после Второй мировой войны — притом что ранее американское искусство было практически неизвестно за пределами страны, — обусловлен тем, что Америка тогда набрала высокий балл во всех трех категориях. В общественном сознании именно она выиграла войну за Европу (героическая роль Советского Союза по большей части не осознавалась). Она была привлекательной, за ней было будущее. У нее были жвачка, Бинг Кросби, Голливуд, Coca-Cola, джаз и ядерная бомба. В тот же период правительство Франции опрометчиво ввело налог на продажу искусства, окончательно погубивший ее многолетнюю карьеру мирового художественного центра. Нью-Йорк занял на арт-рынке ключевое место, которое сохраняет и по сей день, хотя его гегемония в области самого искусства, слава богу, уже ушла в прошлое.

Как теперь известно, в 1950-е ЦРУ помогало устраивать выставки нью-йоркского абстрактного экспрессионизма за границей — но он прославился бы и без государственной поддержки. В то время в самой Америке был по-настоящему активный, бурно развивающийся рынок ее собственного искусства, и это убеждало окружающих в его ценности. США были мировым лидером в области современного искусства постольку, поскольку они были лидером во множестве других областей — от обороны до смеси для приготовления бисквита фирмы Betty Crocker.

Нетрудно заметить, как непохоже это на современную Россию, где отсутствует процветающий внутренний рынок. В этом российское искусство подобно российской науке: оно очень продвинутое, но лишено системы, которая обеспечивала бы его экспорт. Итак, мы имеем дело с абсурдной ситуацией, когда чрезвычайно утонченные и потрясающе образованные российские художники по большей части не способны пробить невидимую стену, по-прежнему отделяющую Россию от Запада.

Помимо прочего, российским художникам обязательно нужно писать внятные сопроводительные тексты к произведениям и переводить их на хороший английский, чтобы люди на Западе могли понять, что они имеют в виду, поскольку зарубежная публика не знает, к каким российским реалиям те отсылают, и, как следствие, не может прочувствовать искусство, которого не понимает.

Кроме того, им важно искать любые зарубежные гранты, фонды и резиденции, а также российские фонды, государственные и частные, которые были бы готовы финансово поддержать сотрудничество россиян с коллегами за рубежом. Это не обязательно должен быть Лондон или Нью-Йорк — в Берлине и Брюсселе тоже очень динамичные художественные сообщества, а жизнь в этих местах дешевле. Даже чрезвычайно скромное государственное финансирование может дать очень много, если с его помощью российские художники получат достаточно широкую известность для того, чтобы зарубежные кураторы заметили их и начали приглашать на биеннале. Например, Британский совет очень сильно помог британским художникам, просто оплачивая их взносы за участие в подобных мероприятиях.

Если Россия не преодолеет художественный разрыв с Западной Европой, ее арт-сцена так и останется неоткрытым центром исключительного художественного мастерства.  

Статья написана специально для Russian Art Focus (№ 24).

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+