18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В темпе «медленно, но крайне живо»

№87
Материал из газеты

Даниэль Арасс вгляделся в шесть знаменитых картин и рассмотрел в них то, чего не видели другие — включая, возможно, самих художников

Сборник статей Даниэля Арасса «Взгляд улитки. Описания неочевидного» — книга экстравагантная. Прежде всего по стилю: каждый из шести текстов, посвященных одному шедевру старой европейской живописи, написан в форме горячего, раздумчивого или комического диалога автора с племянницей Джулией, с самим собой, с читателем, с ученым занудой. Вот их фрагменты: «На самом деле ее грива — это новообращенный треугольник лобка, болваны!», «„Венера Урбинская“ — это пин-ап?», «Веласкес — предтеча Канта? Перестань!»

Несмотря на пристрастие взбадривать читателя шокирующими фразочками, сам Арасс — именно ученый зануда. Он до мельчайших подробностей рассматривает картины и приводит о них массу сведений. Причем зануда амбициозный: о шедеврах, в которые он пристально всматривается, до него уже были написаны сотни исследований. С некоторыми авторами он соглашается, на других фыркает, но всех в конечном счете обставляет, ибо они не смогли увидеть открывшийся только ему, Арассу, истинный смысл великих картин.

Спорить с авторитетами он имеет право: всемирно известный ученый, специалист по Ренессансу, автор десятков научных статей и книг, долго преподавал в Сорбонне. Родился в 1944-м, умер в 2003-м. Его книга «Ничего не видеть. Описания», переименованная в нынешнем русскоязычном издании во «Взгляд улитки. Описания неочевидного», впервые вышла в 2000 году. И по стилю она, конечно, устарела. Сейчас принято писать об искусстве гораздо суше, а главное, невозможно представлять женщин только как объект мужского вожделения. Если в случае «Венеры и Марса, застигнутых Вулканом» Тинторетто и «Венеры Урбинской» Тициана сам сюжет к тому склоняет, то глава о «Кающейся Марии Магдалине» того же Тициана кажется запредельно игривой, «на грани непристойности», говоря словами Арасса.

Но серьезные искусствоведческие исследования не устаревают; они, как считает сам автор книги, помогают думать и прочно входят в историю картины. В главе о «Менинах» он как раз много пишет об исследователях великого творения Веласкеса, отчаянно споря с Мишелем Фуко, посвятившим картине первую главу «Слов и вещей». Лучшие, самые интересные и не перегруженные прибаутками главы книги Арасса — о «Поклонении волхвов» Брейгеля и «Благовещении» Франческо дель Коссы — наверняка войдут в историю этих картин. Отталкиваясь от взгляда чернокожего волхва Гаспара и местоположения улитки на краю картины дель Коссы, Арасс невероятно пристально всматривается в изображенное и делает интереснейшие наблюдения, предположения и выводы, проявляя великолепную эрудицию.

«Невозможно извне понять уникальность произведения. Понимание замысла художника можно почерпнуть только в самой картине», — повторяет автор. Честно сказать, погружаясь с ним в картину, не всегда можешь оттуда выплыть, теряешь где-то нить рассуждений и сопоставлений. Вот ясно же, что «в действительности улитка не является Девой, так и это „Благовещение“, на которое вы смотрите, не является Благовещением, произошедшим в Назарете». Однако на уточнении «в том, что вы видите, вы не видите того, на что смотрите и чего ждете от того, на что смотрите, — невидимого, проникшего в видимое» — тормозите.

Возможно, такое непонимание возникло из-за перевода. Он вполне хорош, но есть вопросы. Читаем: «Это человек средних лет, одетый во все черное, нам не видно его бородатое лицо», — и тут же рассматриваем (в книге много иллюстраций) лицо этого персонажа «Поклонения волхвов», которого Арасс считает самим Брейгелем, хотя и признается, что оснований для этого не имеет. Или еще: «Начнем с того, что Агнессу мы практически никогда не видим с распущенными волосами». А как же знаменитая «Святая Агнесса и ангел, укрывающий ее покрывалом» Хосе де Риберы и десятки других простоволосых Агнесс? Может быть, Арасс написал как-то точнее? Это не придирки к хорошо изданной книге — просто ее автор приучил быть внимательными. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
3
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
4
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
5
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет
Ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва», объединяющей темой которой стал диалог, продолжится в Гостином Дворе до 27 апреля
25.04.2025
Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+