Новые поступления: музейные дары и покупки 2020 года

Среди экспонатов, пополнивших собрания российских музеев в 2020 году, — клинописные таблички, мраморная книга Айдан Салаховой, защитные костюмы от коронавируса и многое другое

Государственная Третьяковская галерея

Николай Ватагин. «Клюев и Есенин». 2001. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Николай Ватагин. «Клюев и Есенин». 2001.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Самыми громкими поступлениями в ГТГ в этом году, безусловно, были концептуалистская «Ветка» Андрея Монастырского и «Дар Марата» (из коллекции Марата Гельмана). Однако прибавилось в музее и произведений других эпох и направлений. Наиболее представительное поступление — около 50 листов с графическими работами великого архитектора Алексея Щусева. Это эскизы фрагментов фасадов и предметов интерьера для Марфо-Мариинской обители, Казанского вокзала и еще ряда его зданий. Также среди приобретений — деревянная скульптура Николая Ватагина «Клюев и Есенин» (2001) из знаменитого цикла про веселых русских писателей, несколько фарфоровых статуэток Алексея Сотникова, живопись, графика других авторов.


Музеи Московского Кремля

Статуэтка из коллекции произведений русской резной кости XVIII–XIX вв. Фото: Музеи Московского Кремля
Статуэтка из коллекции произведений русской резной кости XVIII–XIX вв.
Фото: Музеи Московского Кремля

Осенью в Кремль из Швейцарии доехал архив Фаберже, завещанный России правнучкой основателя фирмы Татьяной Фаберже. Но это не единственное приобретение музея в этом году, другой заметный вклад — дар семьи Карисаловых. Это коллекция произведений русской резной кости XVIII–XIX веков, в основном работы холмогорских мастеров: ларцы и шкатулки, настольные кабинетцы, статуэтки и декоративные панели.


Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина

Александра Дементьева. Видеоинсталляция «Невыносимая легкость». 2009. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Александра Дементьева. Видеоинсталляция «Невыносимая легкость». 2009.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Пожалуй, самый древний дар в нашем списке — три шумерские клинописные таблички из коллекции семьи Касимовых, преподнесенные Пушкинскому музею. Это XXI век до н.э.! Клинописные таблички из Уммы (совр. Джоха, Ирак) и Пузриш-Дагана (совр. Дрехем, Ирак) эпохи третьей династии Ура представляют собой хозяйственные документы с указанием выдач продуктов. Меценаты Михаил и Елена Карисаловы специально для ГМИИ приобрели на аукционе экземпляр автобиографии художника Иоганна Тишбейна, принадлежавший Александру Бенуа. Уходящий 2020-й был, кстати, юбилейным годом Бенуа, и сотрудники научной библиотеки музея выявили в своих фондах 25 принадлежавших ему книг. Подарок стал 26-й. Большое пополнение в фондах японской графики: поступили 25 листов укиё-э. Не обижены и самые современные разделы: отдел кино- и медиаискусства ГМИИ пополнился видеоинсталляцией Александры Дементьевой «Невыносимая легкость» (2009) и тремя видеоинсталляциями Романа Мокрова 2011–2012 годов.


Государственный Эрмитаж

Альбом с гравюрами картин из собрания сэра Роберта Уолпола из галереи Хоутон-Холла. Дар Михаила Карисалова. Фото: Государственный Эрмитаж
Альбом с гравюрами картин из собрания сэра Роберта Уолпола из галереи Хоутон-Холла. Дар Михаила Карисалова.
Фото: Государственный Эрмитаж

В этом году Эрмитаж в первую очередь возвращает утраченное после революции. Среди вернувшихся произведений — образец раннего русского фарфора, ажурная корзинка из «Собственного» сервиза Елизаветы Петровны, изготовленная на Невской порцелиновой мануфактуре в 1756–1760-х годах, когда она еще не стала Императорским фарфоровым заводом. Сейчас корзинку показывают на выставке «Посвящение Дмитрию Виноградову. Рождение фарфора „из земли российской“». Другой важный предмет — дар музею от Михаила Карисалова. Это двухтомный альбом с гравюрами по картинам из коллекции сэра Роберта Уолпола, приобретенными Екатериной Великой. Он был продан из Эрмитажа в 1930–1931 годах.


Государственный Русский музей

Гелий Коржев. «Скорбный дуэт». Эскиз к картине. 2005–2006. Фото: Государственный Русский музей
Гелий Коржев. «Скорбный дуэт». Эскиз к картине. 2005–2006.
Фото: Государственный Русский музей

Как рассказала нашему изданию заместитель генерального директора ГРМ по научной работе Евгения Петрова, с приобретением работ, созданных после 1990-х годов, большая проблема. Министерство культуры, увы, не выделяет средства на покупку произведений современников. Помогают частные дарители, и в этом году фонды ГРМ пополнились очень крупным даром. К 125-летию Русского музея, отмечавшемуся в 2020 году, московский бизнесмен Владимир Некрасов преподнес около 600 произведений конца ХХ — начала XXI века, среди них вещи его любимого автора Гелия Коржева, а также Айдан Салаховой, Владимира Яковлева и многих других знаковых художников, работ которых в ГРМ либо не было вовсе, либо они относятся к более раннему, советскому периоду. Сейчас это крупное собрание проходит инвентаризацию.


Государственный исторический музей

Иван Извеков. «Портрет великого князя Александра Александровича». 1874–1877. Фото: Государственный исторический музей
Иван Извеков. «Портрет великого князя Александра Александровича». 1874–1877.
Фото: Государственный исторический музей

Главным поступлением в собрание ГИМ в истекающем году стал портрет великого князя Александра Александровича (будущего Александра III) кисти Ивана Извекова 1874–1877 годов. Картина получена музеем благодаря поддержке ПАО «Промсвязьбанк». Это единственная известная работа Извекова — отставного унтер-офицера, художника-самоучки, которого новгородский губернатор рекомендовал в Академию художеств для усовершенствования (дальнейшая судьба его неясна). Полотно можно будет увидеть на выставке «Александр III Миротворец» (до 28 февраля 2021 года). Среди других новых поступлений — набор детских книг с автографами советских военачальников, красочная коллекция лаковой миниатюры, включающая ранний советский период, а также комплекс предметов одежды из семьи актера Юрия Катина-Ярцева.


Музей современной истории России

Андрей Бильжо. Тарелка. Фото: Музей современной истории России
Андрей Бильжо. Тарелка.
Фото: Музей современной истории России

Музей на Тверской — единственный в нашем списке, кто «держит руку на пульсе» современной истории, того, что происходит прямо сейчас. Недавно Валерий Вечорко, главный врач ГКБ № 15 им. О.Филатова, передал музею большое количество предметов, рассказывающих о борьбе с COVID-19, в том числе защитный костюм врача-инфекциониста, рацию оперативной связи, кислородную розетку. Эти предметы позволили создать внушительную и пугающую экспозицию. Другие новые произведения более традиционны для музеев — например, серия декоративных тарелок, созданная лимитированным тиражом в рамках международного проекта-высказывания 100X100ART (выставка «HARD XХ. 20 век на тарелке» проходила в музее весной как часть проекта). Про ХХ век языком фарфора рассказали группа AES + F, Андрей Бильжо, Дмитрий Гутов, Владимир Дубосарский, Сергей Цигаль, Андрей Чернихов и другие заметные современные авторы.


Московский музей современного искусства

Айдан Салахова. «Книга». Из серии «Без слов». 2019. Фото: MMOMA
Айдан Салахова. «Книга». Из серии «Без слов». 2019.
Фото: MMOMA

Среди работ, поступивших в коллекцию музея в этом году, — серия графических листов «Ритмы — цвета» Сони Делоне (1966, печатник Этторе Фальки), альбом передан Министерством культуры. Для музейных фондов были закуплены картина Яана Тоомика «Семья III» (2014), скульптура Александра Повзнера «Художник» («Работа-дом-досуг-отдых»), а также цикл тиражных работ художников НАТИ (фотографии и принты, выполненные в технике шелкографии, литографии и цифровой печати проекта «Новый архив тиражного искусства»). Обращают на себя внимание и подарки, сделанные музею в этом году. Например, Натиа Фридлянд, основатель платформы ATINATI, передала в коллекцию мраморную работу Айдан Салаховой «Книга» (2019), Фонд поддержки современного искусства Cosmoscow преподнес инсталляцию Ильи Долгова «Риф» (2017), а Ирина Палий подарила видеоработу Утта Бекая «Слепой король» (2018).


Музей современного искусства «Гараж»

Любовь Гуревич. Фото коллекции неофициального искусства в квартире Олега Фронтинского. 1990-е. Фото: Любовь Гуревич/архив Музея современного искусства «Гараж»/фонд Любови Гуревич
Любовь Гуревич. Фото коллекции неофициального искусства в квартире Олега Фронтинского. 1990-е.
Фото: Любовь Гуревич/архив Музея современного искусства «Гараж»/фонд Любови Гуревич

«Гараж», как известно, постоянной экспозиции не имеет, однако занимается планомерным пополнением своего архива о русском искусстве ХХ века, преимущественно андерграундном. В этом году фонд музея пополнился архивом художника Ивана Сотникова (1961–2015), одного из основателей группы «Новые художники» и участника «Митьков». Отдельный блок этого архива — материалы, связанные с «ноль-объектом», который Сотников создал совместно с Тимуром Новиковым в 1982 году. Второй полученный архив — тоже петербургский, это коллекция документов, собранная петербургским искусствоведом и писателем Любовью Гуревич, активным деятелем самиздата, автором книги «Художники ленинградского андеграунда. Биографический словарь».


Мультимедиа Арт Музей, Москва

Франциско Инфанте, Нонна Горюнова. «Артефакты». Из цикла «Деревенские впечатления». 1992. Фото: собрание МАММ
Франциско Инфанте, Нонна Горюнова. «Артефакты». Из цикла «Деревенские впечатления». 1992.
Фото: собрание МАММ

МАММ в 2020 году пополнялся особенно бурно, получив свое отдельное местечко в новом фондохранилище театров и музеев Москвы на Калужском шоссе у деревни Юрово. Теперь у музея есть пространство на что-то поувесистей фотографий, рассказала нам Ольга Свиблова. И такие вещи уже начинают поступать. Например, коллекционер Максим Арцинович подарил музею скульптуру Оксаны Мась, Александр и Евгения Поповы (основатели Popov Foundation Moscow) преподнесли кинетический объект группы Recycle Group, Фьяметта Орват подарила 80 произведений своего отца, итальянского фотографа Франка Орвата. Большой вклад внес фотограф Юрий Рыбчинский: он подарил произведения Анатолия Зверева, Владимира Яковлева, три работы Игоря Макаревича и многое другое. Кроме того, музей закупил 55 работ Франциско Инфанте, инсталляцию «Путем всей плоти» группы «Танатос Банионис» и еще немало другого.


Государственный музей-заповедник «Царицыно»

«Пленение Зенобии». Шпалера. Первая четверть XVII в. Фото: Государственный музей-заповедник «Царицыно»
«Пленение Зенобии». Шпалера. Первая четверть XVII в.
Фото: Государственный музей-заповедник «Царицыно»

В этом году музей хвастается одним из самых старинных экспонатов в нашем списке: сюда поступила делфтская шпалера XVII века «Пленение Зенобии», причем размером 2,88 на 4,47 м. К музею-заповеднику «Царицыно», одной из главных тем которого является эпоха Екатерины Великой, этот сюжет имеет непосредственное отношение, ведь Зенобия была правительницей древней Пальмиры, а наша императрица была владычицей Северной Пальмиры и любила, когда ее сравнивали с античной царицей.


Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

Лист из рукописного антифонария. Первая половина XIV в. Фото: Музей имени Андрея Рублева
Лист из рукописного антифонария. Первая половина XIV в.
Фото: Музей имени Андрея Рублева

Музей им. Рублева отчитывается, что в этом году обогатился на несколько сотен экспонатов. Крупное приобретение — выносной крест XVI века. Процессионных крестов такой древности уцелело очень мало, и для музея это важная находка. Второй из ценных экспонатов — лист пергамента с записями латинских песнопений на обеих сторонах квадратными нотами, переданный в музей безвозмездно. Это один из наиболее ранних образцов католических антифонариев (певческих книг) в российских архивах. Музей обещает показать оба предмета на выставках будущего года.


Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

Владимир Сомов. «Драматический театр в Новгороде, интерьер зрительного зала». 1970–1987. Фото: Государственный музей архитектуры имени 
А.В.Щусева
Владимир Сомов. «Драматический театр в Новгороде, интерьер зрительного зала». 1970–1987.
Фото: Государственный музей архитектуры имени 
А.В.Щусева

Среди самых тяжелых (в буквальном смысле) предметов, полученных музеем в прошедшем году, — двери в стиле модерн из московского особняка А.П.Богданова, построенного по проекту Анатолия Гунста в 1900–1901 годах. Они были переданы реставрационной организацией «ПФ-Градо». Также музей продолжает целенаправленно приобретать архивы советских зодчих. В этом году самое крупное и яркое из поступлений — наследие Владимира Сомова (1932–2020), представителя позднего советского модернизма, автора проекта Новгородского академического театра драмы им. Ф.М.Достоевского и других зданий. Сомов сам начал передавать свои работы в музей, а после его кончины процесс завершил его племянник В.А.Гоголев.


Еврейский музей и центр толерантности

Гилель Авсеевич. Альбом к 54-й годовщине Победы. Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Гилель Авсеевич. Альбом к 54-й годовщине Победы.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

В Еврейском музее и центре толерантности в этом году особый акцент делали на пополнении архивной части. Среди поступивших документов — подаренные Борухом Гориным, председателем Общественного совета Федерации еврейских общин России, отчет Давида Бен-Гуриона об участии в московской выставке 1923 года и пребывании в СССР и другие документы. Алла Шевцова пожертвовала около 300 предметов — архив семьи Соломона Эйдельмана, который возглавлял этнографическую научно-исследовательскую экспедицию Наркомпроса РСФСР по изучению туземных евреев Туркестана. Коллекционер Сергей Гнилицкий преподнес литографию французского абстракциониста Раймонда Моретти «В следующем году в Иерусалиме» (1980). А художник Семен Файбисович подарил музею свою работу «По первому снегу» из цикла «Собачья жизнь» и «Солнце садится за гору — 2».


Государственный музей Востока

Пуштунские серьги. Вторая половина XX в.
 Фото: Государственный музей Востока
Пуштунские серьги. Вторая половина XX в.
Фото: Государственный музей Востока

В 2019 году здесь, в музее, на выставке «В тени вершин: горные народы Афганистана» коллекционер Александр Емельянов показал свое собрание ювелирного искусства Афганистана, а сейчас решил большую часть предметов с той выставки музею преподнести. Это около 100 украшений, причем не только привычные нам серьги и браслеты, но и наголовные и нашивные украшения, пекторали, гривны и амулеты. Основной их материал — сплав альпака, получающийся из переплавки старых украшений, монет и металлического лома.


Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина

Константин Хольцер-Дефанти. «Тамара Карсавина в роли Зобеиды». 1920–1930. Фото: фонды Театрального музея имени А.А.Бахрушина
Константин Хольцер-Дефанти. «Тамара Карсавина в роли Зобеиды». 1920–1930.
Фото: фонды Театрального музея имени А.А.Бахрушина

Самым красивым из своих приобретений в текущем году Театральный музей назвал фарфоровую статуэтку 1920–1930-х годов, изготовленную на баварской фабрике Rosenthal. Она изображает великую балерину Тамару Карсавину в роли Зобеиды из балета «Шехеразада» на музыку Николая Римского-Корсакова в постановке Михаила Фокина. Автором статуэтки является известный мастер Константин Хольцер-Дефанти. Прочие пополнения музейных фондов в этом году более традиционны: афиши, программки, эскизы декораций и костюмов. 


Государственный музей А.С.Пушкина

Максимилиан Волошин. «Коктебельский пейзаж». 1929. Фото: Государственный музей А.С.Пушкина
Максимилиан Волошин. «Коктебельский пейзаж». 1929.
Фото: Государственный музей А.С.Пушкина

Литературный музей на Пречистенке ко Дню города ежегодно проводит выставку новых поступлений. На этот раз он тоже успел это сделать, удачно попав с ней меж двух музейных «локдаунов». Среди даров и приобретений — «охотничья» серебряная стопка Ивана Тургенева — дар художника Бориса Диодорова, «Портрет дамы в капоре» (1818) Карла Рейхеля, преподнесенный известным коллекционером и большим другом музея Андреем Руденцовым, а также неизвестный «Коктебельский пейзаж» Максимилиана Волошина, происходящий из семьи физика Константина Поливанова, друга художника.


Государственный музей истории российской литературы им. В.И.Даля

Михаил Шемякин. «Раскольников и Мармеладов». Из цикла иллюстраций к роману Федора Достоевского «Преступление и наказание». 1964. Фото: ГМИРЛИ им. В.И.Даля
Михаил Шемякин. «Раскольников и Мармеладов». Из цикла иллюстраций к роману Федора Достоевского «Преступление и наказание». 1964.
Фото: ГМИРЛИ им. В.И.Даля

Бывший Государственный литературный музей, к новому названию которого мы все пытаемся привыкнуть, в 2020-м мудро готовится к мероприятиям будущего года. В 2021-м он празднует свое 100-летие, а одним из основателей музея был этнограф, революционер и публицист Владимир Бонч-Бруевич. И вот среди новых поступлений — гектограф, копировальный аппарат, который он купил в Англии и использовал для тиражирования нелегальной литературы. Еще в следующем году 200-летний юбилей Достоевского. Планируются выставка о нем и расширение постоянной экспозиции в доме Достоевского — среди поступлений много иллюстраций к его романам, в том числе лист к «Преступлению и наказанию» работы Михаила Шемякина (1964). Еще Осипу Мандельштаму 130 лет (сплошные юбилеи!), и в здании на Зубовском откроется постоянная экспозиция о поэте. К ней — подарок от лингвиста Натальи Еськовой — автографы поэта.

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
4
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
5
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Немецкий экспрессионист, несомненно, пребывал в депрессии, которая могла спровоцировать самоубийство. Однако, согласно новой версии современных экспертов, дважды выстрелить в себя из браунинга он не мог
08.11.2021
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+