Sotheby’s и Christie’s подсчитали итоги 2020 года

Хотя обороты аукционных домов и уменьшились, катастрофического падения не произошло — выручили онлайн-торги и частные продажи

Участники делают ставки на вечернем аукционе современного искусства Sotheby’s в Нью-Йорке. Фото: Sotheby’
Участники делают ставки на вечернем аукционе современного искусства Sotheby’s в Нью-Йорке.
Фото: Sotheby’

Крупнейшие аукционные дома мира Sotheby’s и Christie’s отчитались об итогах 2020 года. Стоит ли напоминать, что аукционы с марта существуют в условиях «локдауна» и практически лишены возможности проводить торги с присутствием в зале покупателей? Однако онлайн-торги, которые раньше были вспомогательным форматом, стремительно стали чуть ли не основным; вторым важнейшим каналом продаж стали частные продажи.

Фрэнсис Бэкон. «Триптих, вдохновленный „Орестеей“ Эсхила». 1981. Фото: Sotheby’
Фрэнсис Бэкон. «Триптих, вдохновленный „Орестеей“ Эсхила». 1981.
Фото: Sotheby’

Совокупные продажи Sotheby’s составили более $5 млрд. Цифровой формат торгов и новый формат цифровых каталогов облегчили вход на рынок для молодых, прежде не замеченных в интересе к искусству покупателей — их приток в 2020 году был на 27% больше, чем в 2019-м. В целом более 70% аукционов Sotheby’s проводилось онлайн (по сравнению с 30% в прошлом году). Азиатские коллекционеры проявили особую стойкость в 2020 году: на них пришлось более 30% мировых аукционных продаж Sotheby’s, из 20 самых дорогих работ азиатские клиенты сделали ставку на 10 и купили 9. К $3,5 млрд, полученным на аукционах, прибавились $1,5 млрд, вырученные в рамках частных продаж (это вдвое больше, чем в прошлом году).

Самой дорогой работой на Sotheby’s в 2020 году стал «Триптих, вдохновленный „Орестеей“ Эсхила» Фрэнсиса Бэкона 1981 года, проданный за $84,6 млн. Китайский свиток с пятью всадниками художника Жэнь Жэньфа (1255–1327) ушел за $39,6 млн. «Всплеск» Дэвида Хокни 1966 года продан за $29,8 млн.

Рой Лихтенштейн. «Обнаженная с веселым рисунком». 1994. Фото: Christie’
Рой Лихтенштейн. «Обнаженная с веселым рисунком». 1994.
Фото: Christie’

Суммарный объем продаж Christie’s составил в 2020 году $4,4 млрд (это на четверть меньше, чем в прошлом году). Объем продаж на онлайн-торгах возрос у этого дома на невероятные 262%, до рекордных $311 млн. Из числа всех покупателей̆ за 2020 год 36% были новыми для Christie’s, основным каналом их появления стали онлайн-торги. Интересно, что 32% этих покупателей — «миллениалы» (возрастом от 23 до 38 лет). На долю покупателей из Азии пришлось 34% всех продаж, по 33% — на долю клиентов из США и клиентов из стран Европы, Ближнего Востока и Африки. Объем частных продаж приблизился к $1 млрд.

Скелет тираннозавра по имени Стэн. Фото: Christie’
Скелет тираннозавра по имени Стэн.
Фото: Christie’

Торги ONE, которые проходили в реальном времени одновременно в Гонконге, Париже, Лондоне и Нью-Йорке и транслировались на весь мир, принесли рекордные $420 млн. В их рамках картина Роя Лихтенштейна «Обнаженная с веселым рисунком» 1994 года продана за $46,2 млн. В октябре самый полный в мире скелет тираннозавра по имени Стэн ушел с торгов за $31,8 млн, в пять раз выше эстимейта.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+