18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ушедшие за «нуль»

№87
Материал из газеты

Книга Татьяны Горячевой, многолетней исследовательницы русского авангарда, сочетает в себе внятный компендиум с интригующим рассказом о путях супрематизма

Сразу после того, как авангард первой трети ХХ века получил в России нечто вроде посмертной реабилитации, зрительские эмоции часто выражались фразой: «Так любой ребенок нарисовать сумеет!» Сегодня встретиться с подобной реакцией шансов гораздо меньше, зато возникли другие напасти: авангард послужил основой для бесчисленных коктейлей из конспирологии, мистицизма и авантюрного искусствознания.

Излишне уточнять, что в сборнике статей под общим названием «Теория и практика русского авангарда: Казимир Малевич и его школа» признаков такой рецептуры нет. Автор всех текстов в этом издании — Татьяна Горячева, главный научный специалист Государственной Третьяковской галереи, эксперт по искусству авангарда — никаких безответственных вольностей допустить не могла по определению. Что отнюдь не подразумевает черствого наукообразия в подаче материала. Горячева за годы исследований едва ли не сроднилась со своими героями, она знает о них почти все — и это сказывается на стиле изложения.

Автор намеренно не вдается в личные обстоятельства биографий, хотя тут не без исключений. Например, художнице Нине Коган (1889–1942) посвящены сразу два очерка, где угадывается особый, порой чисто человеческий интерес к ее персоне. В целом же Горячева предпочитает фокусироваться на художественных идеях и формах их воплощения, однако в статьях то и дело проскальзывают психологические характеристики, за которыми — живые люди. Взять хотя бы такой пассаж: «Чуждый супрематизму и к тому же обиженный на Малевича, к которому ушли его ученики, Шагал тем не менее включает в свои композиции черный квадрат, осваивает этот супрематический фетиш, будто пытаясь разгадать загадку его притягательности». Такого рода заметки делают книгу увлекательнее, и уж точно они ценнее досужих вымыслов.

Центральный герой этого труда, как и следует из заглавия, — Казимир Малевич (1879–1935), чья жизнь прослежена здесь пунктирно, без романных подробностей, зато с документированной привязкой ко всему, что касалось творчества. Образ Малевича, впрочем, получился объемным и выразительным, поскольку он прежде всего вождь, главный «утвердитель нового искусства», экспериментатор и теоретик. Выбранное им амплуа стало смыслом существования.

Именно отсюда вытекают все сюжетные линии книги: и московские, и витебские, и петроградско-ленинградские. Да и европейские тоже: в статье «Почти всё о „Черном квадрате“» изложена история миграции идей Малевича — в Германию, Нидерланды, Польшу. Он, конечно, мечтал о международном признании, но главным полем битвы для него все же стала советская действительность. Про то, как возникала, рушилась, снова возникала и снова рушилась та самая «школа Малевича», в книге рассказано обстоятельно, с экскурсами в судьбы учеников и последователей: Николая Суетина, Лазаря Хидекеля, Ильи Чашника. Полусоюзники-полувраги тоже, кстати, не обойдены вниманием. Например, немало места отдано описанию взаимоотношений Малевича с идеологом конструктивизма Алексеем Ганом. А в сердцевине книги помещено самое сокровенное — трактовка постулатов супрематизма в их эволюционно-революционном развитии.

Напомним, «Теория и практика русского авангарда» — это сборник статей; они публиковались в журналах, альманахах и каталогах на протяжении двух последних десятилетий. Сюда, в частности, включены тексты Горячевой из трехтомника «Архив Н.И.Харджиева. Русский авангард: материалы и документы из собрания РГАЛИ». Иными словами, нынешний сборник представляет собой не единое повествование, а коллаж, каждый из фрагментов которого посвящен какой-либо отдельно взятой теме. Но общий знаменатель под всеми текстами подведен, и логика расположения частей довольно очевидна.

Книга эта не принадлежит, конечно, к разряду изданий, сделанных по модели «супрематизм для чайников». Тем не менее она адресована не только знатокам и специалистам. Читайте ее как качественную документальную прозу — и жанровых затруднений наверняка не возникнет. 

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
7
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+