18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ушедшие за «нуль»

№87
Материал из газеты

Книга Татьяны Горячевой, многолетней исследовательницы русского авангарда, сочетает в себе внятный компендиум с интригующим рассказом о путях супрематизма

Сразу после того, как авангард первой трети ХХ века получил в России нечто вроде посмертной реабилитации, зрительские эмоции часто выражались фразой: «Так любой ребенок нарисовать сумеет!» Сегодня встретиться с подобной реакцией шансов гораздо меньше, зато возникли другие напасти: авангард послужил основой для бесчисленных коктейлей из конспирологии, мистицизма и авантюрного искусствознания.

Излишне уточнять, что в сборнике статей под общим названием «Теория и практика русского авангарда: Казимир Малевич и его школа» признаков такой рецептуры нет. Автор всех текстов в этом издании — Татьяна Горячева, главный научный специалист Государственной Третьяковской галереи, эксперт по искусству авангарда — никаких безответственных вольностей допустить не могла по определению. Что отнюдь не подразумевает черствого наукообразия в подаче материала. Горячева за годы исследований едва ли не сроднилась со своими героями, она знает о них почти все — и это сказывается на стиле изложения.

Автор намеренно не вдается в личные обстоятельства биографий, хотя тут не без исключений. Например, художнице Нине Коган (1889–1942) посвящены сразу два очерка, где угадывается особый, порой чисто человеческий интерес к ее персоне. В целом же Горячева предпочитает фокусироваться на художественных идеях и формах их воплощения, однако в статьях то и дело проскальзывают психологические характеристики, за которыми — живые люди. Взять хотя бы такой пассаж: «Чуждый супрематизму и к тому же обиженный на Малевича, к которому ушли его ученики, Шагал тем не менее включает в свои композиции черный квадрат, осваивает этот супрематический фетиш, будто пытаясь разгадать загадку его притягательности». Такого рода заметки делают книгу увлекательнее, и уж точно они ценнее досужих вымыслов.

Центральный герой этого труда, как и следует из заглавия, — Казимир Малевич (1879–1935), чья жизнь прослежена здесь пунктирно, без романных подробностей, зато с документированной привязкой ко всему, что касалось творчества. Образ Малевича, впрочем, получился объемным и выразительным, поскольку он прежде всего вождь, главный «утвердитель нового искусства», экспериментатор и теоретик. Выбранное им амплуа стало смыслом существования.

Именно отсюда вытекают все сюжетные линии книги: и московские, и витебские, и петроградско-ленинградские. Да и европейские тоже: в статье «Почти всё о „Черном квадрате“» изложена история миграции идей Малевича — в Германию, Нидерланды, Польшу. Он, конечно, мечтал о международном признании, но главным полем битвы для него все же стала советская действительность. Про то, как возникала, рушилась, снова возникала и снова рушилась та самая «школа Малевича», в книге рассказано обстоятельно, с экскурсами в судьбы учеников и последователей: Николая Суетина, Лазаря Хидекеля, Ильи Чашника. Полусоюзники-полувраги тоже, кстати, не обойдены вниманием. Например, немало места отдано описанию взаимоотношений Малевича с идеологом конструктивизма Алексеем Ганом. А в сердцевине книги помещено самое сокровенное — трактовка постулатов супрематизма в их эволюционно-революционном развитии.

Напомним, «Теория и практика русского авангарда» — это сборник статей; они публиковались в журналах, альманахах и каталогах на протяжении двух последних десятилетий. Сюда, в частности, включены тексты Горячевой из трехтомника «Архив Н.И.Харджиева. Русский авангард: материалы и документы из собрания РГАЛИ». Иными словами, нынешний сборник представляет собой не единое повествование, а коллаж, каждый из фрагментов которого посвящен какой-либо отдельно взятой теме. Но общий знаменатель под всеми текстами подведен, и логика расположения частей довольно очевидна.

Книга эта не принадлежит, конечно, к разряду изданий, сделанных по модели «супрематизм для чайников». Тем не менее она адресована не только знатокам и специалистам. Читайте ее как качественную документальную прозу — и жанровых затруднений наверняка не возникнет. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+