18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Объявлен лонг-лист IX Премии The Art Newspaper Russia

Победители выбираются в пяти номинациях: «Выставка года», «Музей года», «Книга года», «Реставрация года» и «Личный вклад». Шорт-лист премии будет объявлен в январе, а награждение состоится в начале марта в Центральном Манеже

Премия The Art Newspaper Russia вручается в девятый раз. Ее номинации отвечают основным рубрикам газеты, а лидеры избираются редакцией коллегиально. Критерии отбора номинантов и победителей — это публичный резонанс и высокий профессиональный уровень их свершений. Для газеты, входящей в интернациональную сеть изданий, важно отметить события и явления, делающие российское искусство частью мирового художественного процесса.

ВЫСТАВКА ГОДА

«ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда». Музей Москвы (Москва). 10 ноября 2020 года — 7 февраля 2021 года

Куратор: Александра Селиванова

Архитекторы: архитектурное бюро «Новое»

Научный консультант выставки: Лариса Иванова-Веэн, директор музея МАРХИ

Кураторы разделов: Анна Бокова, Рустам Габбасов, Стас Громик, Ксения Гусева, Илья Лапин, Надя Плунгян, Мария Силина, Алена Сокольникова, Дарья Сорокина

У этой грандиозной выставки, отмечающей 100-летие Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), оплота авангардного художественного мышления и прародителя многих современных творческих вузов, 33 партнера, включая Третьяковскую галерею, Исторический музей, ГМИИ им. А.С.Пушкина, архивы, институты, частных коллекционеров. Уже это дает представление об охвате проделанной кураторским коллективом работы. Это первая выставка, где показаны не только образцы творчества студентов — от живописи и скульптуры до текстиля, полиграфии, мебели и архитектуры, но и методы обучения, архивные раритеты. Энергичный дизайн выставки погружает зрителя в атмосферу гигантской мастерской и творческих экспериментов.


«Игорь Макаревич и Елена Елагина. Обратный отсчет». Московский музей современного искусства (Москва). 1 ноября 2020 года — 31 января 2021 года

Куратор: Елена Селина

Выставка знаменитого дуэта концептуалистов не просто отмечает главные вехи их совместного творчества, начавшегося в 1990 году, но и показывает блестящий пример умного искусства. Это сложная и многоуровневая интеллектуальная игра с разными пластами советской и русской истории: космизмом, идеями русского авангарда, лженаукой сталинских времен — и тонко разработанной индивидуальной мифологией. Ретроспектива Игоря Макаревича и Елены Елагиной также подчеркивает их ключевую роль в формировании жанра инсталляции в современном русском искусстве.


«„Мы храним наши белые сны“. Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969». Музей современного искусства «Гараж» (Москва). 31 января — 9 августа 2020 года

Кураторы: Екатерина Иноземцева, Андрей Мизиано

Исследовательская группа: Дарья Бобренко, Оксана Полякова, Анастасия Чеботарева

Научные консультанты: Алексей Улько, Борис Чухович, Олег Шишкин

Архитектура: бюро GRACE (Ксения Бисти, Ивано Вичеконте, Екатерина Головатюк, Джакомо Кантони)

Западная эзотерика с ориентальным акцентом и русской душой — весьма затейливая формула, но иначе описать концепцию этой выставки, тем более в нескольких словах, затруднительно. Формула затейливая, а выставка тем не менее внятная, складная, убедительная. Хотя экспонаты ее раритетны и не всегда самоочевидны, авторы малоизвестны, истоки «идеологически чужды», — а все же не мог оставить зрителя равнодушным воссозданный из архивного праха мир «тайных знаний» и «сверхчувственных практик», безжалостно ликвидированный когда-то во имя светлого будущего.


«Немосква не за горами». Центральный выставочный зал «Манеж» (Санкт-Петербург). 8 августа — 15 октября 2020 года

Комиссар: Алиса Прудникова

Кураторы: Оксана Будулак, Антонио Джеуза, Евгений Кутергин, Герман Преображенский, Владимир Селезнев, Светлана Усольцева, Артем Филатов

Исполнительный директор: Анастасия Ломоносова

Ведущий менеджер: Виктория Салла

Арт-директор: Ирина Коротич

Архитекторы: RHIZOME

Смотр регионального русского contemporary art вызвал жаркие споры. При этом, хотя критике подверглись некоторые организационные моменты, никто не отрицает, что выставка собрала наиболее активные творческие силы среди кураторов — их было 7 человек — и художников — 80 участников из 21 города. Выставка показала сильный ретроспективный тренд (молодое искусство фокусируется на развенчании советских и постсоветских мифов) и широкое жанровое разнообразие. Contemporary art дрейфует в сторону исследовательской работы вокруг социальных феноменов с их последующей эмоциональной презентацией.


«Ненавсегда. 1968–1985». Государственная Третьяковская галерея, Новая Третьяковка (Москва). 7 июля — 11 октября 2020 года

Кураторы: Юлия Воротынцева, Анастасия Курляндцева, Кирилл Светляков

Экспозиция: Нина Дивова

Дизайн: Акоп Искударян, Агния Стерлигова

Большая выставка — более 500 произведений изобразительного искусства плюс документальные материалы — первая и уже поэтому смелая попытка осмыслить искусство позднего советского периода. Ее разделы были посвящены основным темам этого искусства — как официального, так и андерграундного. Независимо от статуса художники жили в одном социуме, и импульсы к творчеству были у них общими. Выставка вызвала ожесточенные споры в прессе и соцсетях. И этот незаурядный резонанс — ее достоинство и свидетельство актуальности темы, требующей осмысления.


«ЧА ЩА. Выставка в лесах». Галерея JART на территории курорта «Пирогово» (Московская область). 20 сентября — 20 октября 2020 года

Куратор: Андрей Ерофеев

Выставка 42 объектов, придуманных 26 известными московскими художниками, продолжила традицию художественных фестивалей на территории курорта «Пирогово» и стала одним из самых радостных событий сезона. В небольшой роще была создана атмосфера парка, где зрителю предлагалось путешествие-квест от «павильона» к «павильону», от «аттракциона» к «аттракциону». Шутливые, красивые, медитативные работы обеспечили утомленным самоизоляцией посетителям увлекательную прогулку и глоток свежего воздуха — и в буквальном, и в переносном смысле.


«Чжан Хуань. В пепле истории». Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург). 9 сентября — 8 ноября 2020 года

Авторы и кураторы: Анастасия Веялко, Дмитрий Озерков, У Хун

Выставка одного из самых известных китайских художников была сделана специально для Эрмитажа и долго готовилась, часть работ Чжан Хуаня показали впервые. Картины, написанные пеплом, коллажи на сюжеты эрмитажных шедевров, абстрактная серия о пандемии, гигантская скульптура во дворе — все производило сильное впечатление и изумляло смелостью замысла и искусностью исполнения, было и понятно, и загадочно экзотично. Выставка создавалась в тяжелейших условиях карантина, но состоялась и прошла с успехом.


МУЗЕЙ ГОДА

Государственная Третьяковская галерея

Москва, Лаврушинский пер., д. 10

Директор: Зельфира Трегулова

Несмотря на сложности этого года, Третьяковка вела активную выставочную деятельность, показала две большие выставки — особенно популярную у семейных зрителей «Русскую сказку. От Васнецова до сих пор» и вызвавшую споры «Ненавсегда. 1968–1985», — а также ряд выставок художников прошлого и наших современников, как в Москве, так и в регионах. Приняла в дар и продемонстрировала две коллекции современного искусства — Марата Гельмана и Владимира Смирнова и Константина Сорокина, обновила первые 14 залов постоянной экспозиции в Новой Третьяковке и стойко боролась с разными напастями вроде внезапного потопа в здании на Крымском Валу.


Государственный Эрмитаж

Санкт-Петербург, Дворцовая наб., д. 34

Директор: Михаил Пиотровский

Самый знаменитый музей России держит марку. В уходящем году тут состоялась первая в России выставка фотографий Сесила Битона, был показан зрелищный проект Чжан Хуаня, для которого художник делал работы специально — на основе эрмитажных шедевров, и наконец открылась «Линия Рафаэля», протянутая сквозь собрания крупнейших музеев мира к XXI веку (на реставрацию фресок школы Рафаэля грант был получен от Фонда американских послов — кто, кроме Эрмитажа, на такое сейчас способен?). В постоянную экспозицию Зимнего дворца включены русские иконы XIV — начала XVIII века. Музей продолжает поддерживать свои центры — три в стране и два в мире; в 2021 году готовит открытие центра «Эрмитаж-Урал», в 2024-м — «Эрмитаж-Москва». А маленькое наследство, оставленное эрмитажным котам французским врачом, подтверждает: музей нашел путь к сердцам людей всего мира.


Музей Москвы

Москва, Зубовский б-р, д. 2

Директор: Анна Трапкова

Козырем музея, расположенного в бывших Провиантских складах, стали большие выставки и фестивали, отвечающие просторной классицистской архитектуре. Музей, несомненно, прославился эпохальной выставкой, посвященной ВХУТЕМАСу, пришедшейся, как назло, на второй «локдаун». Не очень в этом смысле повезло и Московской биеннале молодого искусства, тем не менее музей сумел заслужить репутацию места, где показывают не только связанные с историей столицы проекты, но и новые имена, а инсталляции во дворе музея долго радовали глаз любителей неожиданного паблик-арта.


Музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим»

Московская область, Истра, Ново-Иерусалимская наб., д. 1

Директор: Василий Кузнецов

Год своего 100-летия музей начал выставкой Марка Шагала и завершает проектом «Младшие Брейгели и их эпоха». Несмотря на карантин, в сентябре здесь прошел очередной фестиваль классической музыки open-air с участием всемирно известных дирижера Василия Петренко, скрипача Максима Венгерова и пианиста Николая Луганского. Блистательные проекты последних лет (выставки Пабло Пикассо, Альбрехта Дюрера, фирмы Карла Фаберже и другие) превратили музей в место паломничества москвичей и предмет гордости жителей Истры. В прошлом году «Новый Иерусалим» стал самым посещаемым региональным музеем России.


Музей современного искусства «Гараж»

Москва, ул. Крымский Вал, д. 9, стр. 32, Парк Горького

Директор: Антон Белов

«Гараж» делает все, чтобы сохранить свою позицию самого прогрессивного, устремленного в будущее российского музея. В непростой ковидный год в его программе была и новаторская выставка «Мы храним наши белые сны» о духовных поисках в советском искусстве, и поддерживающая актуальный региональный тренд II Триеннале современного российского искусства, порадовавшая новыми именами, необычной архитектурой и неожиданным кураторским решением отдать выбор на откуп самим художникам и показать личные связи внутри арт-сообщества. Работали и летний кинотеатр с редким выбором фильмов, и кафе с музейным магазином, и, что особенно приятно, был запущен научный академический журнал о современном искусстве.


Музейный квартал в Туле

Тула, ул. Металлистов, ул. Благовещенская

Правительство Тульской области, Министерство культуры РФ

Реконструкция старинных особняков в историческом центре города началась в 2018 году. В результате здесь возникла пешеходная зона и появились филиалы четырех федеральных учреждений культуры: Государственного исторического музея и музеев-заповедников — Василия Дмитриевича Поленова, «Ясной Поляны» и «Куликова поля». Каждый из филиалов обладает своей спецификой, их совокупность создает культурный спектр, привлекательный для горожан и туристов. При этом созданы условия не только для устройства выставок, но и для исследовательской работы, хранения и реставрации экспонатов. Открытие музейного кластера состоялось в сентябре 2020 года.


Центральный выставочный зал «Манеж»

Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., д. 1

Директор: Павел Пригара

Петербургский Манеж наращивает обороты с феноменальной скоростью и мощью. Большая ретроспектива группы AES+F, выставка-соревнование «Дейнека/Самохвалов», грандиозная «Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России», смотр фотоагентства Magnum, громкая «Немосква не за горами», первая в России выставка выдающегося корейского скульптора и мастера перформанса Ли Бул — проекты-хиты последних полутора лет приучили нас к тому, что каждое очередное событие в Манеже обязательно к посещению. Прибавьте к этому лекции директоров крупнейших художественных музеев мира, активную поддержку public art, целенаправленный поиск молодых талантов — и станет понятно, почему Манеж генерирует смыслы и создает ситуацию в современном искусстве в масштабах страны.


КНИГА ГОДА

Татьяна Горячева. «Теория и практика русского авангарда: Казимир Малевич и его школа» (АСТ, 2020)

Объективное научное знание может быть увлекательным. Эта установка положена в основу сборника статей Татьяны Горячевой, одного из ведущих исследователей авангарда начала XX века. Ее интригующие рассказы о путях супрематизма не просто выдерживают любую фактологическую проверку, но и сами содержат весомый вклад в фактологию. Многочисленным домыслам по поводу «Черного квадрата» и вообще всего, что сопряжено с именем Казимира Малевича, противопоставлена взвешенная позиция — документированная и аналитическая.


Борис Гройс. «Частные случаи» («Ад Маргинем Пресс», Музей современного искусства «Гараж», 2020)

Книга состоит из 19 статей о художниках — классиках модернизма и наших современниках. Каждая представляет отличный от общепринятого взгляд на их произведения. Своими обстоятельными рассуждениями автор настолько завораживает читателя, что он соглашается с любыми его выводами, не успевая одуматься. Гройс подчеркивает, что не следует никакой теории искусства и не имеет собственной — только подчиняется импульсу, полученному от произведения. Так и его книга дает импульс не мыслить банально.


Григорий Ревзин. «Как устроен город: 36 эссе по философии урбанистики» (Strelka Press, 2019)

Повествование строится на аргументированном допущении, что городское сообщество состоит из четырех групп: воинов, жрецов, торговцев и рабочих. В разные века и в разных странах они по-разному назывались, но суть от этого не меняется. Смысл города — в конкуренции групп, архитектура — побочное явление этого процесса. Одна из самых остроумных и увлекательных книг года в редком жанре интеллектуальной публицистики. У автора талант расшифровывать подтекст очевидных событий, говорить о простом сложно и нескучно.


«Русские художники за рубежом. 1970–2010-е» («БуксМАрт», 2020)

Тема художественной эмиграции из России и СССР затрагивалась во множестве исследований, но большинство из них сосредотачивались на первой волне. Последующие волны чаще рассматриваются по эпизодам и отдельным персоналиям. Искусствовед Зинаида Стародубцева, автор-составитель сборника, предприняла попытку собрать воедино и структурировать — хотя бы географически — разнообразные материалы о судьбах наших художников-соотечественников, покинувших страну за последние полвека. В числе прочего в книгу включено около 80 интервью, преподнесенных в форме монологов.


Наталия Семенова. «Сага о Щукиных. Собиратели шедевров», «Братья Морозовы. Коллекционеры, которые не торгуются?», «Илья Остроухов. Гениальный дилетант» («Слово»/Slovo, 2019–2020)

Серия беллетризованных биографий замечательных русских коллекционеров, чьи собрания вошли в состав ведущих музеев страны, издана и написана демократично. Небольшого формата книги иллюстрированы только документами и фотографиями, главное в них — не коллекции, а коллекционеры: их судьбы, характеры, страсти, отношения с художниками и любовь к искусству. Искусствовед Наталия Семенова написала о русских коллекционерах несколько книг и десятки статей. Благодаря ее усилиям их имена стали известны не только в нашей стране: книги переведены на иностранные языки.


«Василий Шухаев: искусство, судьба, наследие» («БуксМАрт», 2020)

Художественный тандем Василия Шухаева и Александра Яковлева, друзей и соавторов, часто воспринимается в качестве неразрывного — как единый бренд. Однако наследие у каждого осталось свое, да и судьбы их сложились по-разному. Коллективная монография, посвященная Шухаеву, способствует тому, чтобы его фигура предстала во всей своей многогранности, а не только служила олицетворением рафинированного неоакадемизма. Собранные в этом томе Еленой Каменской и Еленой Яковлевой исследования прослеживают связи между разными периодами его творчества: петербургским, парижским, ленинградским, магаданским, тбилисским.


«Это было навсегда. 68/85» (Государственная Третьяковская галерея, 2020)

Книга, изданная к выставке «Ненавсегда. 1968–1985» в Третьяковской галерее, не только каталог с воспроизведением экспонатов и пояснительных текстов к ним. Подборка статей об обстоятельствах и особенностях жизни в период застоя воссоздает атмосферу времени и рассказывает, как можно было жить, не вступая в конфликт с официальной идеологией, а игнорируя ее. Книга не только дополняет выставку, но и проясняет и оправдывает ее идеи.


РЕСТАВРАЦИЯ ГОДА

Дом Наркомфина (Москва)

Заказчик: «Лига прав»

Проект реставрации: архитектурная мастерская «Гинзбург Архитекс»

Дом Наркомфина на Новинском бульваре в Москве построен в 1929–1930 годах по проекту архитекторов Моисея Гинзбурга, Игнатия Милиниса и инженера Сергея Прохорова. Этот шедевр конструктивизма отреставрирован с предельной тщательностью: полностью восстановлены его уникальные конструктивные и планировочные особенности, законсервированы все сохранившиеся детали, многочисленные утраты воспроизведены с предельной точностью и из тех же материалов. Восстановлены оригинальный дизайн и цветовое решение интерьеров общественных пространств.


Кинотеатр «Художественный» (Москва)

Работы выполнили: архитектурное бюро merz merz (Германия), компания «Фаросъ» (Россия), бюро Lazaro Rosa-Violan (Испания), бюро Strelka CA (Россия)

Реставрация и приспособление вернули к жизни исторический кинозал в центре столицы. Реставраторы укрепили фундамент и стены, заменили металлические фермы, на которых держались крыша и потолок зрительного зала (две фермы оставили старыми, и сейчас их предъявляют как музейные экспонаты), проложили новые инженерные сети, добавили звук Dolby Atmos, а также свет и звук для живых концертов. По чертежам Федора Шехтеля восстановили фойе с окном и фонтаном, кессонированный потолок в зале, тысячи лепных деталей снаружи и в интерьерах. На фасады вернулись колесницы Гелиоса и Сирены. Участники проекта гордятся тем, что не только восстановили здание, но и оставили ему прежнюю функцию. Работы поддерживали Александр Мамут и его АО «Пионер», в 2017-м к проекту присоединился Роман Абрамович.


Полотна Федора Рокотова из собрания Государственного исторического музея (Москва)

Работы выполнили: Государственный исторический музей (директор Алексей Левыкин), Государственный научно-исследовательский институт реставрации (директор Дмитрий Антонов)

За четыре года совместными усилиями отреставрировали всю рокотовскую коллекцию Исторического музея — силами музейных реставраторов, а также ГосНИИРа, куда отдавали по три-четыре полотна в год. Параллельно уточнялись атрибуции, и в результате собрание портретов кисти Федора Рокотова (1735/1736–1808) в Историческом музее по количеству стало третьим после Третьяковки и Русского музея и насчитывает 18 картин, увеличившись вдвое за счет портретов, которые считались работами неизвестных художников или мастерской. Многие были в плохом состоянии и не экспонировались — реставрация преобразила их и вернула имя автора. Полотна летом 2020 года показали на выставке. Первые две картины в 2016-м были отреставрированы на средства Минкультуры РФ, потом в дело вступил спонсор — Благотворительный фонд «Лукойл».


Северный речной вокзал (Москва)

Работы выполнило: ООО «Артстройтехнология»

Генеральный проектировщик: ИГИТ. Главный архитектор проекта: Константин Беляев 

Реконструкция набережной и парка: Департамент капитального ремонта города Москвы. Набережная ЗАО «НИиПИ ИГИСП», парковая территория ООО «МЕГАПАРК»

Феноменально быстрое — за два года — и бережное восстановление комплекса Северного речного вокзала в Москве (1933–1937, архитекторы Алексей Рухлядев и Владимир Кринский): здания, набережной и парка. Привели в порядок не только вокзальные стены внутри и снаружи, но и скульптуры на фасадах (работы Ромуальда Иодко), расписные майоликовые панно (автор Наталья Данько), фонтаны «Полярный» и «Черноморский» (скульпторы Лев Кардашов и Иван Ефимов), часы с курантами и подвижный 27-метровый шпиль, увенчанный позолоченной, в самоцветах звездой. Поменяли канализацию и электрические сети, парк очистили от сухостоя, благоустроили 1,5 км набережной, капитально отремонтировали 17 причалов. За первый месяц работы речной вокзал посетило 100 тыс. человек. В навигацию пассажиропоток обещают довести до 1,5 млн. Заказчиком работ выступал Мосгортранс.


Фрески виллы Стати-Маттеи, работа школы Рафаэля, из собрания Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург)

Работы выполнил: отдел научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа

Украшавшие виллу на Палатинском холме в Риме фрески, созданные в 1520 году, были сняты со стен в 1856-м, они попали в коллекцию маркиза Кампаны. В 1861 году их купил для Эрмитажа Александр II. В течение 150 лет считалось, что фрески сильно искажены поздними записями, а первоначальная живопись почти не сохранилась. Но в середине 2010-х выяснили, что это не так. Три последних года реставраторы и искусствоведы Эрмитажа горели этим проектом. Командировки в Рим, Флоренцию, Мантую, близкое знакомство с итальянским подходом к реставрации сыграли вдохновляющую роль. Из-за пандемии расчистку фресок не удалось завершить в срок, к выставке «Линия Рафаэля», но музей решил показать все фрески — и отреставрированные, и еще нет, чтобы зрители оценили героическую работу реставраторов.


Фрески Макарьева Троицкого монастыря в Калязине, из собрания Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева (Москва)

Работы выполнили: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева, кафедра реставрации монументальной живописи Строгановского училища (МГХПА им. С.Г.Строганова)

История спасения, изучения и восстановления фресок Макарьева Троицкого монастыря в Калязине длится почти восемь десятилетий. Яркие, изящные и сложные по композиции, фрески были созданы в середине XVII века. В 1940 году часть их в тяжелейших условиях успели снять со стен, сам монастырь был взорван. С 1970-х годов состояние фрагментов стало ухудшаться, и с ними начали постоянно работать в музее. Реставраторы Строгановского училища предложили методику переноса фрескового слоя на новую, полимерную основу с использованием растворов синтетических полимеров. Одновременно были удалены тонировки и восстановлены аутентичные края фрагментов. В 2020 году спасенные фрески стали частью постоянной экспозиции музея.


Церковь Преображения Господня (Кижи)

Работы выполнил: Архитектурно-реставрационный центр «Заонежье»

Реставрировать одну из доминант ансамбля Кижского погоста — 23-главую церковь Преображения Господня — начали через век после постройки в 1714 году, и с тех пор этот процесс стал беспрерывным. Последний этап реставрационных и консервационных работ в храме, входящем в состав Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи» на Онежском озере и  включенном в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, завершен в 2020 году. Восстановительные работы шли по не имеющей аналогов в мире технологии поэтапной переборки сруба. Вся почти 40-метровая конструкция весом 600 т была вывешена на смонтированном внутри металлическом каркасе, разделена на ярусы и последовательно реставрировалась снизу вверх. В результате удалось сохранить более 60% исторического материала (церковь сложена из 3 тыс. бревен и сотни тысяч элементов). Внутри собран иконостас с 105 иконами, считающийся крупнейшим на Русском Севере памятником иконописи.


ЛИЧНЫЙ ВКЛАД

Максим Боксер

Куратор, коллекционер, основатель сообщества «Шар и крест»

Если раньше галерист Максим Боксер был фигурой, широко известной в узких кругах, то 2020 год сделал его по-настоящему знаменитым. В то время как его собственная выставка «Мечты коллекционера» в фонде IN ARTIBUS, задуманная как место общения коллекционеров, оказалась замороженной, Максим Боксер создал в Facebook виртуальную площадку «Шар и крест», где художники могут встретиться с коллекционерами. От других маркетплейсов эту группу отличает заявленная в правилах солидарность: продал сам — купи у другого. В результате затея имела огромный успех. Доступные цены позволили многим начинающим коллекционерам преодолеть «моральный рубеж», художникам — не умереть с голоду, а фонду «Шар и крест» (куда успешные участники жертвуют работы) — собрать уникальную коллекцию искусства эпохи ковида.

Марат Гельман

Куратор, коллекционер

В 2020 году бывший галерист, а ныне куратор и продюсер культурных фестивалей сделал весомый дар Третьяковской галерее. Это произведения лидеров российской художественной сцены 1990–2000-х годов, которые можно было видеть на выставке «Дар Марата»: Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, Дмитрия Гутова, Олега Кулика, Владислава Мамышева-Монро, Анатолия Осмоловского, Георгия Острецова, групп «Синие носы» и AES+F, классиков соц-арта Виталия Комара и Александра Меламида и многих других. Среди даров — инсталляция Ильи и Эмилии Кабаковых «Игра в теннис». Ранее Марат Гельман сделал подобный дар Русскому музею.

Маргарита Пушкина

Основатель ярмарки современного искусства Cosmoscow

Маргарита Пушкина стала одним из героев катастрофического года. В то время как тяжеловесы мирового арт-рынка, такие как Art Basel, отменяли и переносили свои ярмарки, директор главной российской ярмарки современного искусства решила рискнуть — и выиграла. Проведение Cosmoscow осенью сплотило и воодушевило российскую арт-сцену в тяжелые времена. А сама ярмарка все больше обрастает некоммерческими и образовательными проектами, что выводит ее за рамки чисто рыночного события и превращает в фестиваль искусства для широкой публики. И кстати, Cosmoscow оказалась хорошо подготовленной к «локдауну», организовав массу событий онлайн.

Марианна Сардарова

Основатель Фонда содействия развитию современного искусства Ruarts

На 2020 год было анонсировано открытие нового, шестиэтажного музейно-образовательного мультидисциплинарного центра в районе Нового Арбата, но планам помешала пандемия. Ruarts намерен показать свою коллекцию современного русского искусства — от Дмитрия Краснопевцева и Владимира Немухина до Андрея Бартенева и Миши Most, подытожить сделанное с 2003 года, когда фонд был основан, и наметить новые направления работы. А сделано немало — это и десятки важных выставок (в том числе музейных), и грантовая программа для художников стрит-арта, и издательская деятельность. Ждем открытия!

Анатолий и Ирина Седых

Основатели фестиваля современной городской культуры «Арт-овраг» в городе Выкса Нижегородской области

За десять лет, что проходит фестиваль, организованный Объединенной металлургической компанией (АО «ОМК») и благотворительным фондом «ОМК-Участие», промышленный моногород с гигантским металлургическим заводом превратился в яркую точку современной культуры на карте России. В Выксе появилась почти сотня объектов паблик-арта (граффити на стенах панелек, павильоны и объекты в парке), возникла новая набережная, а сам завод стал местом для художественных произведений редкого размаха: синтетических перформансов («Страсти по Мартену») и монументальных росписей-муралов на стенах цехов. В 2018 году было объявлено о создании Индустриального стрит-арт-парка. В Выксу приехал мэтр русского искусства Эрик Булатов. По эскизу художника на заводе было исполнено самое большое произведение в его карьере — мурал «Стой — иди. Амбар в Нормандии» площадью 2,5 тыс. кв. м.

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
6
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
7
Сергей Коненков: место на пьедестале
150-летие скульптора Сергея Коненкова заставляет пристальнее всмотреться в его богатую крутыми поворотами и тайнами биографию и по-новому оценить работы
26.09.2024
Сергей Коненков: место на пьедестале
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+