18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Искусство в кубе

№87, декабрь-январь 2021
№87
Материал из газеты

Молодая художница Катерина Плеханова рассказала о своей первой персональной выставке, любви к раскладыванию предметов на фрагменты и далекоидущих творческих планах

Катерина Плеханова. Фото: Катерина Плеханова
Катерина Плеханова.
Фото: Катерина Плеханова

Когда вы начали заниматься живописью?  Где получили образование?

Живописью я занималась всегда, с самого детства. Сколько себя помню, я всегда рисовала. Были перерывы, конечно, но я так или иначе снова возвращалась к краскам. Училась и в художественной школе, и в разных творческих мастерских, и у частных преподавателей. А осознанно я начала заниматься живописью, когда решила поступать в университет на специальность «дизайн костюма». Я брала частные уроки академической живописи и рисунка на протяжении двух лет перед поступлением и продолжила уже в вузе. Образование получила в Текстильном университете им. Косыгина по специальности «художник-модельер».

Катерина Плеханова. «Пионы». 2019. Фото: Катерина Плеханова
Катерина Плеханова. «Пионы». 2019.
Фото: Катерина Плеханова

Первая соло-выставка — это всегда очень важная ступень в творческой карьере. Долго вы к этому шли? 

Я в течение последних трех лет стараюсь ежегодно проводить небольшие выставки в Москве, но в этом году первый раз экспозиция по-настоящему крупная и объединена общей темой. На выставке «Жизнь в кубизме», которая проходит в особняке на Конюшковской улице (БКС Ультима), собраны кубистические работы, созданные мною за пять лет. И можно сказать, что к этой выставке я все эти годы и шла. Именно пять лет назад мне захотелось чего-то другого в живописи, чего я еще не делала, уйти от реалистической и академической школы и выйти на новый для себя уровень. По стечению обстоятельств мой хороший друг, профессиональный художник, показал мне основы техники кубизма и конструктивизма. Она меня мгновенно увлекла и увлекает по сей день. Хотя, должна сказать, поначалу было нелегко, и первые работы я сама не понимала, мне хотелось интуитивно добавить больше реализма. Сейчас смотрю на некоторые из них и вижу, что они сделаны действительно хорошо. Что-то из этих первых опытов уже в частных собраниях, но себе я тоже кое-что пока оставила. 

Катерина Плеханова. «Дома». 2020. Фото: Катерина Плеханова
Катерина Плеханова. «Дома». 2020.
Фото: Катерина Плеханова

А чем конкретно привлекает именно кубизм?

Многим, на самом деле. Мне доставляет большое удовольствие раскладывать предметы на фрагменты, когда нужно искать разные ракурсы, разбивать трехмерные объекты на отдельные элементы и переносить на двухмерную плоскость. Я вообще люблю обобщать форму, приводить ее к геометрическим фигурам. Также применяю конструктивистские техники — в некоторых работах нет ни одной лишней линии, все построено по параллелям, перпендикулярам и полукругам по изначально заданному направлению. Это всегда игра с формой, деконструкцией, плоскостью и цветом. Я думаю, именно за счет этих моментов мою работу в результате хочется разглядывать, всматриваться в нее, искать что-то свое. Это завораживает. 

А еще какие направления в искусстве вам близки, в чем хотелось бы себя попробовать? 

Я думаю, время покажет, но точкой опоры точно будет кубизм, конструктивизм. Мне самой как-то сложно говорить о себе, я не думаю о стиле, когда пишу. Я просто четко понимаю и знаю технику и опираюсь на нее. Плюс использую свою уникальную технику заполнения цветом, благодаря которой у изображения появляется объем. Хотя сейчас многие говорят, что у меня смешение разных стилей: импрессионизм, кубизм, конструктивизм, экспрессионизм... И когда меня спрашивают: «В каком стиле вы работаете?» — мне всегда хочется ответить:  «В своем». (Смеется.) Конечно, я допускаю, что позже буду работать совсем в другом направлении. К примеру, мне нравится беспредметная живопись. Но сейчас я все-таки за кубизм.

Катерина Плеханова. «Денежное дерево». 2020. Фото: Катерина Плеханова
Катерина Плеханова. «Денежное дерево». 2020.
Фото: Катерина Плеханова

Сложно быть молодым художником в современном мире? Как выделиться, как сделать так, чтобы вас заметили?

На самом деле не важно, кто ты — художник, галерист, экономист, бухгалтер или владелец бизнеса. Сейчас всем нелегко. Везде есть свои сложности, есть взлеты и падения, минусы и плюсы. Просто нужно делать то, что нравится, делать это с удовольствием и любовью, искать что-то новое, двигаться, развиваться и не останавливаться. А чтобы выделиться, нужно быть собой, потому что каждый человек уникален. У меня и живопись про это: каждый объект уникален, именно в этом красота.

Для вас искусство — это профессия или больше увлечение?

Для меня искусство — это жизнь. Я в принципе не мыслю себя без искусства, без созидания. Если долго ничего не пишу, начинаю тосковать по творческому процессу. 

Катерина Плеханова. «Букет с тюльпанами». 2019. Фото: Катерина Плеханова
Катерина Плеханова. «Букет с тюльпанами». 2019.
Фото: Катерина Плеханова

Многие художники говорят, что период самоизоляции был для них очень плодотворным, позволив открыть новые грани их таланта. Вы можете сказать нечто подобное о себе?

Да, самоизоляция для меня действительно была очень продуктивной. Я дописала за этот карантин шесть работ, начатых еще в 2019 году, приступила к нескольким новым картинам, плюс начала еще одну серию. Пандемия, конечно, сильно скорректировала мои планы. У меня еще этим летом должны были открыться большие выставки в Москве и Санкт-Петербурге. В столице в итоге она состоялась только в ноябре, и то с ограничением по посещаемости. А вот экспозицию в Санкт-Петербурге, наверное, уже придется перенести на следующий год. 

Катерина Плеханова. «На террасе». 2020. Фото: Катерина Плеханова
Катерина Плеханова. «На террасе». 2020.
Фото: Катерина Плеханова

Есть у вас какая-то глобальная цель или мечта? Может быть, поучаствовать в Венецианской биеннале или собственная выставка в Музее Виктории и Альберта?

Конечно, как и любой другой художник, я хочу, чтобы мои работы были представлены в лучших музеях мира. Особенно хочу персональную выставку в венской Альбертине. (Улыбается.) Целей и запросов на будущее много, но пока не буду о них говорить, ведь «хочешь насмешить бога — расскажи ему о своих планах». Сегодня вообще сложно что-то планировать. Но из ближайшего — участие в нескольких международных арт-ярмарках и новые персональные выставки. Вот к концу 2021 года готовим экспозицию моих больших живописных работ. А сейчас я пока мечтаю просто о большой светлой студии-мастерской, где я могла бы не только творить, но и показывать картины гостям, коллекционерам и посетителям. 

Партнерский материал

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+