Доставляя искусство

№87, декабрь-январь 2021
№87
Материал из газеты

Дмитрий Ковалев, директор московского представительства компании «Хепри», которая занимается упаковкой и перевозкой предметов искусства, рассказал о том, как шедевры путешествуют по миру и что для этого необходимо

Дмитрий Ковалев. Фото: Хепри
Дмитрий Ковалев.
Фото: Хепри

С чего началась компания «Хепри»? Как появилась идея заниматься логистикой в сфере искусства?

Тридцать-сорок лет назад, еще в СССР, когда никто ничего не знал о профессиональной перевозке искусства, в музеях этими вопросами по большей части занимались штатные музейные сотрудники и хранители. Паковали все в материал, который был под рукой в тот момент, не было понимания, как это делать. Но спрос на транспортные услуги у крупных музеев уже был, и в результате возникла компания, которая занималась именно упаковкой предметов искусства как самостоятельным бизнесом. Причем она отвечала уже не только за упаковку, но и за полный спектр сопутствующих услуг: таможенное оформление, логистику, сопровождение, охрану, гарантии, что, попав в музей Лондона или Парижа, произведение в целости и сохранности вернется обратно. Ящики стали климатическими, со всеми датчиками безопасности и температуры и с возможностью отслеживания на каждом этапе транспортировки.

Когда у «Хепри» появились первые запросы на международную транспортировку?

Вообще русские коллекции искусства были всегда востребованы и популярны в других странах, и особенно во второй половине 1980-х годов, после перестройки, когда был огромный всплеск выставочной деятельности, поэтому «Хепри» буквально сразу с момента появления стала участвовать в транспортировке предметов искусства за границу.

Каким образом осуществляется хранение произведения в дороге? Применяется специальная технология или техника? Что значит «климатический ящик»?

Это технология, которая утверждена Министерством культуры России. Такой ящик представляет собой нечто похожее на термос, он сделан из материала, сохраняющего внутри необходимую температуру. Комфортная температура внутри ящика должна быть всегда около 20 °С, даже если внешняя температура –10 °С. 

Погрузка произведений искусства. Фото: Хепри
Погрузка произведений искусства.
Фото: Хепри

Недавно мы начали использовать новый тип ящиков с виброопорами, которые снижают вибрационную нагрузку на предметы искусства во время транспортировки.

Обычно при перевозке предметов искусства самой дорогостоящей статьей расходов становится страховка. Вы предоставляете такие услуги?

Как правило, страхованием занимаются сами музеи и коллекционеры через страховые компании и страховых брокеров. Мы работаем в тесной кооперации со страховщиками во время упаковки и транспортировки выставки. Наша задача именно техническая — снять работу со стены, как мы называем «от гвоздя до гвоздя», упаковать, затем поместить картину в климатический ящик. Причем все эти манипуляции проводит исключительно квалифицированный персонал, который знает все тонкости этого процесса. Далее очередь за транспортным отделом. Мы предоставляем специализированную машину для перевозки, где в грузовом отсеке поддерживается необходимая температура и уровень влажности. Все автомобили оборудованы датчиками, которые позволяют следить за их перемещениями, и, конечно же, тревожными кнопками. Это помимо того, что перевозки до аэропорта, к примеру, обычно идут в сопровождении нарядов полиции по периметру — спереди и сзади.

То есть для выставок за границей используется авиаперевозка? Кто встречает такой ценный груз в конечном пункте следования?

Авиаперевозки составляют довольно большую часть. Но если мы отправляемся по земле, то идем по уже хорошо отработанным маршрутам, когда автомобили сначала едут по северному пути, из Москвы в Петербург, потом пересекают границу с Финляндией и далее в Германию. Оттуда машины отправляются уже по нужным направлениям. Если же мы используем авиацию, то до аэропорта мы следуем с полицией и под грифом «секретно» передаем ящики сотрудникам авиакомпании, чтобы никто не знал, что это за груз. Далее ящики закрепляются на борту самолета, и за этим процессом от и до наблюдает и контролирует сохранность сотрудник «Хепри». А уже в аэропорту принимающей стороны наши ящики встречают представители компаний-партнеров. У нас, как и у авиаперевозчиков, есть свой альянс. К примеру, «Хепри» является членом международной ассоциации специального транспорта ARTIM, что позволяет нам быть уверенными, что в Лондоне или Париже наши партнеры с той же заботой и вниманием, а главное, по инструкции, встретят наши произведения искусства и доставят их до музеев и обратно на борт самолета, когда шедевры будут возвращаться на родину.

Грузовик «Хепри» у ЦВЗ «Манеж». Фото: Хепри
Грузовик «Хепри» у ЦВЗ «Манеж».
Фото: Хепри

А у частных коллекционеров ваши услуги пользуются популярностью?

Конечно. Ведь музеи довольно часто просят предметы из частных коллекций для экспонирования в рамках сборных тематических выставок. Частные коллекции постоянно передвигаются по миру, а также в рамках одного города для проведения реставрационных работ. 

Какие выставки, перевозку которых вы организовывали, вам особенно запомнились?

Много примеров, на самом деле. Вот буквально недавно мы перевозили выставку «Екатерина Великая. Золотой век Российской империи» из собрания Государственного Эрмитажа в Казанский кремль. Из Мексики везли выставку Фриды Кало в московский Манеж. По требованию владельца картин выставку пришлось доставлять в Москву семью отдельными рейсами, что оказалось непростой задачей для всей нашей команды, поскольку сроки доставки выставки были ограниченны. Два года назад мы привозили в Пушкинский шедевры Лейденской коллекции из собрания американского миллиардера Томаса Каплана. А в прошлом году ее же возвращали в Лувр — Абу-Даби. Специально фрахтовали для этого грузовой самолет, я сам сопровождал пересылку и каждый час спускался вниз, на первую палубу, где стояли ящики, чтобы проверить температурный режим и влажность, заносил все данные в журнал. Одно из важных правил в нашей работе — отсутствие какого-либо пиара, потому что службы безопасности всегда настаивают на полной конфиденциальности: минимум информации, соглашения о неразглашении и прочее. 

Партнерский материал

Самое читаемое:
1
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
Очередная крупная выставка в Государственной Третьяковской галерее расскажет о полузабытом академисте и любви XIX века к античности, а также о том, насколько эта любовь остается стойкой и в наши дни
26.04.2022
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
2
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
Любимая импрессионистами церковь Сен-Валери в Нормандии, которую писал Клод Моне и рядом с которой похоронен Жорж Брак, рискует соскользнуть в море: меловые скалы неумолимо осыпаются
26.04.2022
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
3
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
4
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
5
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
Что привлекает особое внимание на начавшей работу 59-й Венецианской биеннале современного искусства? Cвоими впечатлениями делится московская галеристка и куратор Елена Крылова, побывавшая на открытии
27.04.2022
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
6
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
7
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+