18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Общепит послужит искусству

№87, декабрь-январь 2021
№87
Материал из газеты

В Самаре в завершающую стадию вступила реставрация легендарной фабрики-кухни завода имени Масленникова. В этом здании со временем обоснуется филиал Третьяковской галереи

Зал фабрики-кухни. 1930-е. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Зал фабрики-кухни. 1930-е.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

В ноябре 2020 года это здание еще стояло в лесах, хотя основные строительные работы внутри уже завершились и можно было по достоинству оценить пропорциональное, залитое светом пространство. Если все пойдет по плану, весной 2022 года здесь откроется филиал Государственной Третьяковской галереи. Он получит не просто помещение (кстати, немаленькое — 17 тыс. кв. м), но дом с великолепной архитектурой.

С фабрикой-кухней связана почти детективная история. Когда в 2008 году общественность и самарские архитекторы во главе с Виталием Стадниковым начинали борьбу за спасение здания от сноса, возник вопрос об архитектурной ценности объекта и его происхождении. Аспирант кафедры архитектуры Самарского государственного университета Александр Исаков задался целью найти автора проекта. На чертежах стояло имя Е.Максимовой, но эта подсказка помогла не сразу. Упоминание о Екатерине николаевне Максимовой удалось обнаружить в сборнике «Первые женщины-инженеры», где, помимо прочего, сообщалось, что она погибла в 1932 году, попав под поезд. Затем в газете «Известия» за означенный год нашли сообщение, что архитектор была похоронена на Ваганьковском кладбище. Сам факт публикации свидетельствовал о высоком социальном положении автора самарской фабрики-кухни. Следующим шагом стал поиск могилы — и она нашлась. В декабре 2009 года на могиле оставили сообщение родственникам: дескать, если вы существуете, отзовитесь. В мае 2010-го внуки архитектора связались с исследователями и помогли восстановить детали ее биографии.

Екатерина Максимова родилась в 1891 году в Казани. Окончив художественную школу, она поступила на архитектурный факультет Второго Петроградского политехнического института и с отличием его окончила. В 1923-м устроилась в бюро Алексея Щусева в Москве; позже сотрудничала с Нарпитом, став ведущим специалистом по фабрикам-кухням, которые строила в Запорожье, Магнитогорске, Свердловске. Фабрика-кухня в Самаре оказалась одним из последних проектов Максимовой, вобравшим в себя весь ее предшествующий опыт.

Фабрика-кухня в Самаре. Макет. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Фабрика-кухня в Самаре. Макет.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Здание это знаменито тем, что в плане напоминает положенные рядом серп и молот. Оно получилось сколь символичным, столь и удобным: в «молоте» располагалась кухня, в «серпе» — гардероб и столовые, в рукоятке «молота» — почта и магазин, а над ними, на втором этаже — технические помещения и горячий цех. Людские потоки были грамотно разведены. Панорамное остекление давало пространствам много света. Однако дом начали перестраивать и застраивать уже в 1940-е годы. Через полвека в его архитектуре почти не читалась конструктивистская четкость. В 1990-е внутри работали офисы, магазины, караоке-клуб, сауна. В 2008-м новый владелец решил здание снести, объект насилу отстояли. В 2015-м его отдали Государственному центру современного искусства, в 2019-м передали Третьяковской галерее.

Коридор фабрики-кухни. 1930-е. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Коридор фабрики-кухни. 1930-е.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Сегодня реконструкция вступила в финальную стадию. Очищенная от уродливых наслоений фабрика-кухня блистает первозданной пролетарской красотой. Директор филиала ГТГ в Самаре Михаил Савченко уже показывает, где внутри будут работать выставки, лекторий, кафе, библиотека. У городских властей тоже далекоидущие планы: вокруг здания благоустроят территорию, разобьют парк. Возможно, это подтолкнет и к переделке еще одного, расположенного неподалеку музея — космонавтики. Для города — колыбели космической промышленности он более чем скромен. Самаре вообще как воздух необходимы центры культуры — не только филиал Третьяковки.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
4
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
5
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
6
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+