Социальное движение впервые возглавило список Power 100

Журнал ArtReview опубликовал ежегодный рейтинг самых влиятельных людей в мире искусства. Его возглавляет движение Black Lives Matter

Памятник работорговцу Роберту Миллигану в Лондоне стал одной из жертв движения Black Lives Matter (BLM). Фото: Gustavo Valiente/i-Images via ZUMA Press/ТАСС
Памятник работорговцу Роберту Миллигану в Лондоне стал одной из жертв движения Black Lives Matter (BLM).
Фото: Gustavo Valiente/i-Images via ZUMA Press/ТАСС

Впервые за десятилетия существования рейтинг влиятельности международного журнала ArtReview возглавил не музейный директор (как глава МоМА Глен Лоури в 2019-м) и не куратор (как Ханс Ульрих Обрист в 2016-м), не галерист (как Айван и Мануэла Вирт в 2015-м), не художник (как Ай Вэйвэй в 2011-м) и даже не арт-группа — а общественное движение. Это Black Lives Matter (BLM), которое имеет совсем не художественную, а социальную направленность. Однако влияние его на современную ситуацию в искусстве неоспоримо.

«В мире искусства сила движения Black Lives Matter (BLM) подтолкнула и ускорила изменения на всех уровнях, — говорится в редакционной статье. — Это проявилось в свержении статуй в США и по всей Европе, поскольку участники кампании стремятся исправить несправедливые исторические факты; в требовании „увидеть“ черных современных художников и перестать замечать цвет кожи при наградах и назначениях; в спешном стремлении галерей разнообразить состав своих художников. В музеях переосмысливают, кого они представляют и как это делают. И как явное движение, так и витающая в воздухе идея, BLM стало символом глобального признания расовой справедливости и смены парадигмы в современной культуре».

Список в этом году формировали около 20 «инсайдеров (и аутсайдеров) мира искусства», как пишет журнал, и в нем явно заметно, что акцент смещен с самого искусства (работ художников, их выставок, продвижения и так далее) на то, что меняет наши представления об этом искусстве.

Кураторский коллектив ruangrupa. Фото: ruangrupa
Кураторский коллектив ruangrupa.
Фото: ruangrupa

На втором месте в рейтинге — кураторский коллектив из Джакарты ruangrupa, который в условиях пандемии придумал концепцию Documenta 2022 года (будет проходить в Касселе в Германии), взяв за основу образ коллективно использующегося хранилища для риса. На третьем месте — француженка, историк Бенедикт Савой и сенегальский экономист и писатель Фелвин Сарр, которые по поручению президента Франции Эмманюэля Макрона составили академический отчет, обосновавший необходимость полной реституции произведений искусства, вывезенных «без согласия» из бывших африканских колоний и поступивших в коллекции французских музеев. Движение Me Too появилось на четвертом месте, на пятом — поэт и философ Фред Мотен, занимающийся междисциплинарным изучением истории, политики и культуры народов африканского происхождения в Африке и африканской диаспоры.

Арт-критик и куратор Екатерина Деготь. Photo: Mathias Völzke
Арт-критик и куратор Екатерина Деготь. Photo: Mathias Völzke

Когда-то в списке были и русские имена (например, меценат Даша Жукова), потом они исчезли вовсе, а в нынешнем году наконец достойно вернулись с именем Екатерины Деготь, арт-критика и куратора, возглавившей пару лет назад фестиваль современного искусства «Штирийская осень» в Граце (на 54-м месте).

Самое читаемое:
1
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона
31.10.2022
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
2
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
3
Арт-вандализм в эпоху хайпа
Десятки нападений на картины уже совершили экоактивисты, пытаясь привлечь внимание к климатическим изменениям. Они приклеивают себя к рамам и бросают в картины еду. Чем вандализм в 2022 году отличается от «традиционного»?
31.10.2022
Арт-вандализм в эпоху хайпа
4
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
5
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
6
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
7
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+