18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Шествие слонов» Василия Верещагина отреставрировали в Калькутте

Грандиозное полотно показывают публике в Мемориальном музее Виктории после 20-летнего перерыва

Василий Верещагин.  «Шествие слонов. Въезд принца Уэльского в Джайпур в 1876 году». Фото: Victoria Memorial, Kolkata
Василий Верещагин.  «Шествие слонов. Въезд принца Уэльского в Джайпур в 1876 году».
Фото: Victoria Memorial, Kolkata

Полотно Василия Верещагина «Шествие слонов. Въезд принца Уэльского в Джайпур в 1876 году» представлено широкой публике после многолетнего перерыва и реставрации, сообщает ТАСС.

Его презентация в Мемориальном музее Виктории в Калькутте (Колката) должна была пройти еще в марте, но этому помешала пандемия. Глава музея Джаянта Сенгупта осторожно называет эту работу «одной из самых больших» картин Верещагина. Размеры ее действительно грандиозны — 497,84 на 695,96 см. При этом, как отмечают в музее, «Шествие слонов» считается вторым в мире по размеру среди произведений, написанных на одном холсте.

Василий Верещагин дважды посещал Индию. Результатом поездки в 1874 году стали полторы сотни этюдов с изображением заснеженных Гималаев, величественной архитектуры, местных жителей. В 1880 году Индийская серия в количестве 139 картин и этюдов была показана на персональной выставке художника в Петербурге. Выставка прошла с большим размахом и закончилась аукционом. Наибольшее количество — 78 этюдов — купил Павел Третьяков.

Презентация полотна Василия Верещагина в Мемориальном музее Виктории. Фото: Victoria Memorial, Kolkata
Презентация полотна Василия Верещагина в Мемориальном музее Виктории.
Фото: Victoria Memorial, Kolkata

Верещагин также задумал цикл, посвященный колонизации Индии англичанами. Это должно было быть несколько монументальных картин. Одной из них и стало «Шествие слонов». Позже, в 1882–1883 годах, художнику пришлось еще раз отправиться в Индию, но цикл так и не был завершен.

За 150 лет своего существования полотно Василия Верещагина сменило несколько владельцев. В 1898 году оно было продано после турне выставки художника в США. Сначала картину приобрел владелец универмагов Эдвард Мэлли из Ньюхейвена, потом она перешла к вице-королю Индии лорду Керзону, еще позже оказалась у махараджи Джайпура. Он-то и передал ее в Мемориальный музей Виктории.

Работа давно нуждалась в реставрации: она покрылась слоем пыли и грязи, на холсте появились пятна. В 1990-м ее убрали из экспозиции и на более чем 20 лет поместили в деревянный ящик. А сама реставрация была проведена только сейчас, причем силами местных реставраторов, без привлечения российских специалистов.

Как рассказал ТАСС генеральный консул России в Калькутте (Колката) Алексей Идамкин, помощь в реставрации предлагали и Научно-реставрационный центр им. Грабаря, и Третьяковская галерея, которая хотела показать эту работу на выставке Василия Верещагина в 2018 году. «Но индийская сторона предпочла самостоятельно реставрировать эту картину. Однако контакты между российскими и индийскими музеями продолжаются. Я надеюсь, что когда-нибудь это знаменитое полотно увидят и в России», — сказал Идамкин.

Самое читаемое:
1
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
Средства на выкуп полотна музей искал около трех лет, в итоге работа была приобретена благодаря целевому пожертвованию. Имена спонсора и бывшего владельца не разглашаются, однако известно, что 40 лет назад картину предлагали Пушкинскому музею
22.02.2023
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
Взаимоотношениям между художниками и их покровителями, а также роли финансистов в создании произведений и роли искусства в укреплении социального статуса банкиров на протяжении столетий посвящена большая выставка в Милане
22.02.2023
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
7
Тихие улицы: Нью-Йорк Эдварда Хоппера
Большая выставка в Музее американского искусства Уитни пересказывает историю любви художника и города, в котором он прожил почти шесть десятилетий
21.02.2023
Тихие улицы: Нью-Йорк Эдварда Хоппера
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+