18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Узнать заново о прежних достижениях

№86
Материал из газеты

ВДНХ выпустила новый гид по всем своим достопримечательностям

Все началось с того, что в 2013 году директор департамента по корпоративным коммуникациям Росбанка Павел Нефедов уволился и уехал в теплые страны писать книгу о ВДНХ, рядом с которой (то есть с выставкой) он вырос. Та книга, как  вспоминает автор, представляла собой собрание занимательных и курьезных рассказов. Год спустя первый в современной истории «Путеводитель по ВДНХ» вышел из печати и имел большой успех. Одновременно исследователь и москвовед Александр Зиновьев издал книгу «Ансамбль ВСХВ: архитектура и строительство», где подробно разобрал, кто проектировал и как строили и перестраивали главную экспоплощадку страны. Друг друга два писателя знали шапочно, труды их синхронизировались  случайно.

2014-й стал переломным и для самой выставки, именовавшейся в тот момент ВВЦ. Ей вернули прежнее имя и нашли нового владельца: 100%-ным акционером ВДНХ стала Москва. Начались грандиозные реставрация и обновление. В результате сегодня мы имеем фантастический по масштабу историко-архитектурный и парковый ансамбль, а вдобавок новый путеводитель по выставке, написанный в соавторстве Нефедовым и Зиновьевым.

Гид выпущен силами коллектива ВДНХ, и не только авторы текстов, но и фотографы, фоторедакторы, дизайнеры и маркетологи внесли в проект свою лепту. Путеводитель имеет две версии: краткую на 56 страниц — для погулять — и полную на 240 — для узнать побольше. Краткая версия выпущена на трех языках: русском, английском и китайском. Посетителям предлагаются три маршрута: «Первое знакомство», «ВДНХ на колесах» (если вы на велосипеде, самокате или скейте) и «Семейный день на ВДНХ» (акцент на спорт, ферму, Карамельную мануфактуру и Театр сказок). 

Полная же версия насыщена таким количеством информации, что больше похожа на небольшую энциклопедию. Здесь не только дана хронология возникновения выставки, перечислены все ее 60 павильонов и их авторы-архитекторы, исторические названия объектов и годы, когда эти имена менялись, но даже помещены QR-коды, по которым можно узнать о времени работы и текущих выставках.

Подробно разобрана вся архитектурная символика зданий, прослежен тайный след авангарда (на ВДНХ работали Эль Лисицкий, Константин Мельников, Владимир Татлин), идентифицированы все девушки на фонтане «Дружба народов» (кто из них какая союзная республика), рассказано о монументальной живописи, витражах, мозаиках, майоликах, скульптурах, цветниках и аттракционах. А 350 фотографий, многие из которых публикуются впервые, привлекут к книге даже тех, кто не читает текстов длиннее инстаграмных.

Авторы не поленились добраться до Ботанического сада и Останкинского дворца, которые сегодня составляют с ВДНХ единое целое. В конце книги дан архитектурный словарик. Вам напомнят, что такое, скажем, антаблемент, тимпан или акротерий, и фотографиями объектов выставки эти знания визуально закрепят.

Нынешний «Путеводитель по ВДНХ» явно не последний: выставка продолжает развиваться. Но этот промежуточный вариант хорош тем, что соединил деньги и возможности большой государственной корпорации с энтузиазмом и подвижничеством независимых исследователей. Будем надеяться, что такая традиция сохранится и в следующих изданиях. 

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+