18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Аукцион русского искусства Christie’s: Нестеров, Айвазовский и женщины-художницы

В Лондоне вживую (но без участников в зале) пройдет традиционный аукцион русского искусства

Русские торги Christie’s в Лондоне состоятся по обычному расписанию (в понедельник, 23 ноября) и в традиционном формате — с аукционистом за кафедрой и сотрудниками на телефонах. Но без публики в зале: торговаться можно будет по телефону, интернету и путем заочных ставок.

В остальном влияние пандемии почти незаметно. Цены несколько ниже тех, что были пять и десять лет тому назад, но каталог изобилует интересными произведениями. Christie’s по-прежнему пользуется доверием наследников Марии Якунчиковой, и на торгах снова будут представлены ее работы: карандашные наброски, сделанные в путешествиях по Европе, эскизы легендарной «Лебединой песни», созданной для обложки журнала «Мир искусства», ботанические акварели и гуаши, пейзажные эскизы маслом и панно, выполненные в технике резьбы и выжигания по дереву. Возвращение к публике рано умершей и почти позабытой художницы, которой теперь посвящена монографическая выставка в Третьяковской галерее (сейчас закрыта вместе с музеем, по графику должна продлиться до 24 января), по сути и началось c торгов Christie’s в 2005 году, на которых появились (и тогда не получили успеха у покупателей) ее работы из собрания потомков.

Среди знаковых работ на торгах — полотно «Святое озеро» Михаила Нестерова (эстимейт £200–300 тыс.) из собрания датского коллекционера Иоганна Кваде, не выставлявшееся последние 90 лет. Это идеальный пример творчества художника, с хрупкой фигуркой монахини, частой героини его работ, и поистине нестеровским неброским пейзажем с чахлыми березками.

Крепкий тыл и стабильность любым русским торгам придают работы Ивана Айвазовского; на Christie’s представлены два эффектных полотна — это «Буря» 1855 года (£250–350 тыс.), где соединились все стихии (разбитый штормом о скалы корабль пожирает огонь), и «Генуэзские башни на Черном море» (£700–900 тыс.), написанные в 1895 году. Несомненно, обращает на себя внимание «Обнаженная» Зинаиды Серебряковой с изображением дочери художницы Кати (эстимейт £400–600 тыс.). На торгах Christie’s будет немало интересных работ художников-женщин: работы Александры Экстер, Маревны (Мария Воробьева-Стебельская), а также живопись Александры Щекатихиной-Потоцкой «Гармонист», который лучше известен в виде росписи на агитационном фарфоре (эстимейт £80–120 тыс.). Снова выставлено на торги полотно Николая Рериха «Ярилины звоны», которое Christie’s ровно год назад привозил на выставку в Москву (эстимейт £1,2–1,8 млн).

Не самым дорогим, но самым удивительным лотом Christie’s кажется пара бронзовых скульптур по модели Евгения Лансере 1876 года. «Киргиз с орлом» и «Сокольничий», которых ожидаешь увидеть на каминной полке, отлиты в мастерской Шопена в Петербурге в невероятном размере — 193 и 204 см. Эта пара была приобретена 5-м бароном Росмором в начале ХХ века и с тех пор остается в семье (жившей в Ирландии, а потом в Южной Африке — из-за этого получилось, что бронзовые фигуры не упоминаются в литературе о художнике). Каждая из скульптур оценена в £100–150 тыс.

Русский аукцион Christie’s, проходивший год назад, до пандемии, принес £12 млн.

Самое читаемое:
1
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
2
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
3
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
4
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
5
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Малевич а-ля Веласкес
Этот автопортрет вполне можно назвать легендарным. И дело не только в художественных достоинствах
07.05.2025
Малевич а-ля Веласкес
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+