Аукцион русского искусства Christie’s: Нестеров, Айвазовский и женщины-художницы

В Лондоне вживую (но без участников в зале) пройдет традиционный аукцион русского искусства

Зинаида Серебрякоа. «Портрет Кати в красной блузке». Фото: Christie’
Зинаида Серебрякоа. «Портрет Кати в красной блузке».
Фото: Christie’

Русские торги Christie’s в Лондоне состоятся по обычному расписанию (в понедельник, 23 ноября) и в традиционном формате — с аукционистом за кафедрой и сотрудниками на телефонах. Но без публики в зале: торговаться можно будет по телефону, интернету и путем заочных ставок.

Мария Якунчикова. «Двор в Москве». Фото: Christie’
Мария Якунчикова. «Двор в Москве».
Фото: Christie’

В остальном влияние пандемии почти незаметно. Цены несколько ниже тех, что были пять и десять лет тому назад, но каталог изобилует интересными произведениями. Christie’s по-прежнему пользуется доверием наследников Марии Якунчиковой, и на торгах снова будут представлены ее работы: карандашные наброски, сделанные в путешествиях по Европе, эскизы легендарной «Лебединой песни», созданной для обложки журнала «Мир искусства», ботанические акварели и гуаши, пейзажные эскизы маслом и панно, выполненные в технике резьбы и выжигания по дереву. Возвращение к публике рано умершей и почти позабытой художницы, которой теперь посвящена монографическая выставка в Третьяковской галерее (сейчас закрыта вместе с музеем, по графику должна продлиться до 24 января), по сути и началось c торгов Christie’s в 2005 году, на которых появились (и тогда не получили успеха у покупателей) ее работы из собрания потомков.

Среди знаковых работ на торгах — полотно «Святое озеро» Михаила Нестерова (эстимейт £200–300 тыс.) из собрания датского коллекционера Иоганна Кваде, не выставлявшееся последние 90 лет. Это идеальный пример творчества художника, с хрупкой фигуркой монахини, частой героини его работ, и поистине нестеровским неброским пейзажем с чахлыми березками.

Иван Айвазовский. «Генуэзские башни в Черном море». Фото: Christie’
Иван Айвазовский. «Генуэзские башни в Черном море».
Фото: Christie’

Крепкий тыл и стабильность любым русским торгам придают работы Ивана Айвазовского; на Christie’s представлены два эффектных полотна — это «Буря» 1855 года (£250–350 тыс.), где соединились все стихии (разбитый штормом о скалы корабль пожирает огонь), и «Генуэзские башни на Черном море» (£700–900 тыс.), написанные в 1895 году. Несомненно, обращает на себя внимание «Обнаженная» Зинаиды Серебряковой с изображением дочери художницы Кати (эстимейт £400–600 тыс.). На торгах Christie’s будет немало интересных работ художников-женщин: работы Александры Экстер, Маревны (Мария Воробьева-Стебельская), а также живопись Александры Щекатихиной-Потоцкой «Гармонист», который лучше известен в виде росписи на агитационном фарфоре (эстимейт £80–120 тыс.). Снова выставлено на торги полотно Николая Рериха «Ярилины звоны», которое Christie’s ровно год назад привозил на выставку в Москву (эстимейт £1,2–1,8 млн).

Михаил Нестеров, «Святое озеро». Фото: Christie’
Михаил Нестеров, «Святое озеро».
Фото: Christie’

Не самым дорогим, но самым удивительным лотом Christie’s кажется пара бронзовых скульптур по модели Евгения Лансере 1876 года. «Киргиз с орлом» и «Сокольничий», которых ожидаешь увидеть на каминной полке, отлиты в мастерской Шопена в Петербурге в невероятном размере — 193 и 204 см. Эта пара была приобретена 5-м бароном Росмором в начале ХХ века и с тех пор остается в семье (жившей в Ирландии, а потом в Южной Африке — из-за этого получилось, что бронзовые фигуры не упоминаются в литературе о художнике). Каждая из скульптур оценена в £100–150 тыс.

Русский аукцион Christie’s, проходивший год назад, до пандемии, принес £12 млн.

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции
01.11.2021
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
3
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
4
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
5
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
6
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
7
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+