Аукцион русского искусства Christie’s: Нестеров, Айвазовский и женщины-художницы

В Лондоне вживую (но без участников в зале) пройдет традиционный аукцион русского искусства

Зинаида Серебрякоа. «Портрет Кати в красной блузке». Фото: Christie’
Зинаида Серебрякоа. «Портрет Кати в красной блузке».
Фото: Christie’

Русские торги Christie’s в Лондоне состоятся по обычному расписанию (в понедельник, 23 ноября) и в традиционном формате — с аукционистом за кафедрой и сотрудниками на телефонах. Но без публики в зале: торговаться можно будет по телефону, интернету и путем заочных ставок.

Мария Якунчикова. «Двор в Москве». Фото: Christie’
Мария Якунчикова. «Двор в Москве».
Фото: Christie’

В остальном влияние пандемии почти незаметно. Цены несколько ниже тех, что были пять и десять лет тому назад, но каталог изобилует интересными произведениями. Christie’s по-прежнему пользуется доверием наследников Марии Якунчиковой, и на торгах снова будут представлены ее работы: карандашные наброски, сделанные в путешествиях по Европе, эскизы легендарной «Лебединой песни», созданной для обложки журнала «Мир искусства», ботанические акварели и гуаши, пейзажные эскизы маслом и панно, выполненные в технике резьбы и выжигания по дереву. Возвращение к публике рано умершей и почти позабытой художницы, которой теперь посвящена монографическая выставка в Третьяковской галерее (сейчас закрыта вместе с музеем, по графику должна продлиться до 24 января), по сути и началось c торгов Christie’s в 2005 году, на которых появились (и тогда не получили успеха у покупателей) ее работы из собрания потомков.

Среди знаковых работ на торгах — полотно «Святое озеро» Михаила Нестерова (эстимейт £200–300 тыс.) из собрания датского коллекционера Иоганна Кваде, не выставлявшееся последние 90 лет. Это идеальный пример творчества художника, с хрупкой фигуркой монахини, частой героини его работ, и поистине нестеровским неброским пейзажем с чахлыми березками.

Иван Айвазовский. «Генуэзские башни в Черном море». Фото: Christie’
Иван Айвазовский. «Генуэзские башни в Черном море».
Фото: Christie’

Крепкий тыл и стабильность любым русским торгам придают работы Ивана Айвазовского; на Christie’s представлены два эффектных полотна — это «Буря» 1855 года (£250–350 тыс.), где соединились все стихии (разбитый штормом о скалы корабль пожирает огонь), и «Генуэзские башни на Черном море» (£700–900 тыс.), написанные в 1895 году. Несомненно, обращает на себя внимание «Обнаженная» Зинаиды Серебряковой с изображением дочери художницы Кати (эстимейт £400–600 тыс.). На торгах Christie’s будет немало интересных работ художников-женщин: работы Александры Экстер, Маревны (Мария Воробьева-Стебельская), а также живопись Александры Щекатихиной-Потоцкой «Гармонист», который лучше известен в виде росписи на агитационном фарфоре (эстимейт £80–120 тыс.). Снова выставлено на торги полотно Николая Рериха «Ярилины звоны», которое Christie’s ровно год назад привозил на выставку в Москву (эстимейт £1,2–1,8 млн).

Михаил Нестеров, «Святое озеро». Фото: Christie’
Михаил Нестеров, «Святое озеро».
Фото: Christie’

Не самым дорогим, но самым удивительным лотом Christie’s кажется пара бронзовых скульптур по модели Евгения Лансере 1876 года. «Киргиз с орлом» и «Сокольничий», которых ожидаешь увидеть на каминной полке, отлиты в мастерской Шопена в Петербурге в невероятном размере — 193 и 204 см. Эта пара была приобретена 5-м бароном Росмором в начале ХХ века и с тех пор остается в семье (жившей в Ирландии, а потом в Южной Африке — из-за этого получилось, что бронзовые фигуры не упоминаются в литературе о художнике). Каждая из скульптур оценена в £100–150 тыс.

Русский аукцион Christie’s, проходивший год назад, до пандемии, принес £12 млн.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
5
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+