18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Третьяковка показывает женское лицо русского модерна

На выставке «Мария Якунчикова-Вебер» собраны около 200 произведений, от первых пленэрных опытов до перехода к символизму и модерну

Мария Якунчикова-Вебер. «Непоправимое» (L’Irreparable).  1893–1894. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Мария Якунчикова-Вебер. «Непоправимое» (L’Irreparable).  1893–1894.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

К 150-летию со дня рождения художницы Государственная Третьяковская галерея подготовила ретроспективу Марии Якунчиковой-Вебер (1870–1902). Удивительно, но это первая персональная выставка, которая представляет ее творчество в полном объеме: более 60 живописных работ, около 10 произведений декоративно-прикладного искусства, 60 акварельных этюдов и пастелей, а также уникальные фотографии из архива художницы и ее мужа Льва Вебера.

В ряду женщин, составивших славу русского искусства рубежа XIX–ХХ веков: Анны Голубкиной, Анны Остроумовой-Лебедевой, Зинаиды Серебряковой, Александры Щекатихиной-Потоцкой, имя Марии Якунчиковой, пожалуй, менее известно. Во многом это связано с ранней кончиной (она умерла в 32 года), а также с тем, что большую часть жизни Якунчикова прожила за границей — сперва во Франции, затем в Швейцарии, где и хранился долгое время у наследников значительный корпус ее произведений. В 1905 году в рамках второй экспозиции Союза русских художников в Москве была проведена посмертная выставка работ Марии Якунчиковой-Вебер. Еще через пять лет женевский Музей Рат представил экспозицию Марии Якунчиковой-Вебер и ее сестры Веры Вульф. А дальше, можно сказать, тишина, если не считать громкой продажи на лондонском аукционе Christie’s в 2011 году ее картины «Колонны во Введенском» за £690 тыс. ($1 млн). C тех пор произведения Якунчиковой, которые наследники выставляли на торги, пользовались неизменным успехом у коллекционеров.

Мария Якунчикова-Вебер в Введенском. 1897. Фото: Лев Вебер/Государственная Третьяковская галерея
Мария Якунчикова-Вебер в Введенском. 1897.
Фото: Лев Вебер/Государственная Третьяковская галерея

Однако в полной мере историческую справедливость призвана восстановить выставка в главном музее отечественного искусства, представив широкой публике творчество одной из первых в России женщин, получивших профессиональное художественное образование. Мария Якунчикова родилась в купеческой семье, тесно связанной родственными и дружескими узами с Третьяковыми, Мамонтовыми и Поленовыми (ее старшая сестра Наталья вышла замуж за Василия Поленова). Юная художница сформировалась во многом под влиянием Абрамцевского кружка, а также Елены Поленовой, с которой она дружила и обменивалась письмами на протяжении многих лет. Из-за слабого здоровья Якунчикова была вынуждена сменить климат и в 1889 году уехала во Францию, где поступила в парижскую Академию Жюлиана. С тех пор она бывала в России лишь наездами, но неизменно тосковала по родной природе, традициям, культуре. «Сколько соку, сколько вдохновенья в России и насколько ее видишь колоритней и интенсивней после долгого отсутствия — прелесть, как это хорошо», — писала она в одном из писем Елене Поленовой.

Мария Якунчикова-Вебер. «Страх» (L’Effroi). 1893–1894. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Мария Якунчикова-Вебер. «Страх» (L’Effroi). 1893–1894.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

По формальным признакам искусство Якунчиковой совершенно европейское. Тут можно обнаружить элементы импрессионизма, модерна, символизма и даже зарождавшегося тогда экспрессионизма — чего стоит ее акватинта (гравюра на меди) 1893–1894 годов «Страх», которая мгновенно воскрешает в памяти знаменитый «Крик» Мунка, созданный в то же время! Однако по сути творчество художницы стало едва ли не самым ярким воплощением пресловутого русского стиля. Сергей Дягилев, одним из первых разглядевший талант Якунчиковой и заказавший ей обложку для издаваемого им журнала «Мир искусства», писал в некрологе: «Она была характерной русской женщиной с типичным русским дарованием, а жить большую часть жизни принуждена была за границей. За творческими силами урывками приезжала в Россию, набиралась „русским духом“ и должна была опять лететь назад... Во всем, что она имела время сделать, она выказала глубину чудесного дарования, чутья и любви к далеким от нее русским лесам, этим „елочкам и осинкам“, к которым она относилась с каким-то благоговением и к которым стремилась всю жизнь».

Мария Якунчикова-Вебер. «Из окна старого дома. Введенское». 1897. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Мария Якунчикова-Вебер. «Из окна старого дома. Введенское». 1897.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Как и многие художники эпохи модерна, Мария Якунчикова работала в самых разных техниках и жанрах: живопись, акварель, эскизы для вышивок-аппликаций, игрушек и керамических изделий, книжная графика, цветные офорты и декоративные панно. Последние — настоящее ноу-хау художницы, технику исполнения — выжигание по дереву — она позаимствовала из народного искусства и несколько усовершенствовала (выжженный по дереву контур дорабатывался резьбой, а затем покрывался красочным слоем). Иногда при создании панно она совмещала живопись маслом и текстильную аппликацию, словно предваряя будущие эксперименты авангардистов.

«Она одна из тех, весьма немногих, женщин, которые сумели вложить всю прелесть женственности в свое искусство, неуловимый нежный и поэтический аромат, не впадая при том ни в дилетантизм, ни в приторность…» — столь лестную характеристику дал творчеству Марии Якунчиковой обычно язвительный и резкий в оценках Александр Бенуа.

Государственная Третьяковская галерея, Инженерный корпус
Мария Якунчикова-Вебер
До 24 января 2021

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
В переписке знаменитой английской писательницы с сестрой Кассандрой раскрываются ее вкусы в одежде и навыки повседневной экономии. Историк моды Хилари Дэвидсон на основе этих писем разворачивает картину женской жизни в конце XVIII — начале XIX века
17.11.2023
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+