18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Аукцион русского искусства Christie’s: Нестеров, Айвазовский и женщины-художницы

В Лондоне вживую (но без участников в зале) пройдет традиционный аукцион русского искусства

Русские торги Christie’s в Лондоне состоятся по обычному расписанию (в понедельник, 23 ноября) и в традиционном формате — с аукционистом за кафедрой и сотрудниками на телефонах. Но без публики в зале: торговаться можно будет по телефону, интернету и путем заочных ставок.

В остальном влияние пандемии почти незаметно. Цены несколько ниже тех, что были пять и десять лет тому назад, но каталог изобилует интересными произведениями. Christie’s по-прежнему пользуется доверием наследников Марии Якунчиковой, и на торгах снова будут представлены ее работы: карандашные наброски, сделанные в путешествиях по Европе, эскизы легендарной «Лебединой песни», созданной для обложки журнала «Мир искусства», ботанические акварели и гуаши, пейзажные эскизы маслом и панно, выполненные в технике резьбы и выжигания по дереву. Возвращение к публике рано умершей и почти позабытой художницы, которой теперь посвящена монографическая выставка в Третьяковской галерее (сейчас закрыта вместе с музеем, по графику должна продлиться до 24 января), по сути и началось c торгов Christie’s в 2005 году, на которых появились (и тогда не получили успеха у покупателей) ее работы из собрания потомков.

Среди знаковых работ на торгах — полотно «Святое озеро» Михаила Нестерова (эстимейт £200–300 тыс.) из собрания датского коллекционера Иоганна Кваде, не выставлявшееся последние 90 лет. Это идеальный пример творчества художника, с хрупкой фигуркой монахини, частой героини его работ, и поистине нестеровским неброским пейзажем с чахлыми березками.

Крепкий тыл и стабильность любым русским торгам придают работы Ивана Айвазовского; на Christie’s представлены два эффектных полотна — это «Буря» 1855 года (£250–350 тыс.), где соединились все стихии (разбитый штормом о скалы корабль пожирает огонь), и «Генуэзские башни на Черном море» (£700–900 тыс.), написанные в 1895 году. Несомненно, обращает на себя внимание «Обнаженная» Зинаиды Серебряковой с изображением дочери художницы Кати (эстимейт £400–600 тыс.). На торгах Christie’s будет немало интересных работ художников-женщин: работы Александры Экстер, Маревны (Мария Воробьева-Стебельская), а также живопись Александры Щекатихиной-Потоцкой «Гармонист», который лучше известен в виде росписи на агитационном фарфоре (эстимейт £80–120 тыс.). Снова выставлено на торги полотно Николая Рериха «Ярилины звоны», которое Christie’s ровно год назад привозил на выставку в Москву (эстимейт £1,2–1,8 млн).

Не самым дорогим, но самым удивительным лотом Christie’s кажется пара бронзовых скульптур по модели Евгения Лансере 1876 года. «Киргиз с орлом» и «Сокольничий», которых ожидаешь увидеть на каминной полке, отлиты в мастерской Шопена в Петербурге в невероятном размере — 193 и 204 см. Эта пара была приобретена 5-м бароном Росмором в начале ХХ века и с тех пор остается в семье (жившей в Ирландии, а потом в Южной Африке — из-за этого получилось, что бронзовые фигуры не упоминаются в литературе о художнике). Каждая из скульптур оценена в £100–150 тыс.

Русский аукцион Christie’s, проходивший год назад, до пандемии, принес £12 млн.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+