18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Сестры во братстве: женщины и движение прерафаэлитов

№86
Материал из газеты

Три исследования, в том или ином ракурсе рассматривающие прерафаэлитские установки в искусстве и в жизни, не столько уравнивают всех в правах, независимо от гендера, сколько разбираются в оттенках, прежде игнорировавшихся

Более трех с половиной десятилетий прошло с тех пор, как Джан Марш написала обзор знаменитой выставки «Прерафаэлиты», состоявшейся в 1984 году в лондонской Галерее Тейт. Среди 29 представленных там художников была лишь одна женщина, хотя главной темой выставки являлись как раз женские портреты. Компенсируя дисбаланс, в последующие годы Марш сделала гораздо больше других в этом направлении: она написала книгу «Сестринство прерафаэлитов» (1985), рассказав в ней о реальной жизни моделей, изображенных на тех портретах; в сотрудничестве с Памелой Герриш Нанн организовала ряд знаковых выставок; опубликовала основательные биографии Данте Габриэля Россетти (1828–1882) и его сестры Кристины Россетти (1830–1894). Новейшая книга Марш «Сестры-прерафаэлиты», приуроченная к недавней выставке в лондонской Национальной портретной галерее, куратором которой она выступала, еще больше укрепила ее репутацию защитницы женских прав применительно к искусству викторианской Англии.

Эта книга содержит жизнеописания 12 женщин: как известных фигур — той же Кристины Россетти, Элизабет Сиддал, Джейн Моррис, так и менее прославленных — Джоанны Бойс Уэллс, Фанни Итон. Рассказы Марш насыщены новой информацией, а затасканные моменты некоторых биографий смягчены. Взять, к примеру, ее четкий и краткий вывод в отношении эпизода, из которого обычно делают сенсацию, — романа Россетти и Сиддал: «Через шесть лет, и даже, как ни прискорбно, еще позже, они возвратились в Гастингс, чтобы заключить брак».

Но важнее, что она переосмыслила саму деятельность тех женщин. Так, Эффи Грей Миллес продвигала карьеру мужа, Энни Миллер стремилась к повышению собственного социального статуса, Фанни Итон работала в качестве «этнической» модели. Марш привлекла впечатляющий объем материалов — от собраний писем и мемуаров до исследования родословных, при этом тщательно отделяя документы от собственных гипотез. В результате перед нами предстает увлекательная картина жизни женщин викторианской эпохи и их взаимоотношений.

Подобный, синтетический и объемный, взгляд на женщин, их круг и время присутствует в этом издании и в очерках других авторов. Питер Фаннелл рассматривает «Братство прерафаэлитов» как некий тип художественного кружка — мужского по своей природе, у которого были сторонники в Британии и на континенте. Шарлотта Гир представляет обзор повседневной жизни женщин. А в статье самой Марш мы найдем не окрашенное привычной мелодрамой описание того, какой в действительности была жизнь натурщицы в середине XIX столетия. Задуманная как каталог к выставке, книга интересна сама по себе. Кстати, давнее «Сестринство прерафаэлитов» сейчас переиздано с послесловием, где подробно описана изыскательская деятельность Марш и других авторов в прошедшие с тех пор годы.

Заодно следует отметить книгу «За пределами братства: наследие прерафаэлитов». Энн Андерсон в альянсе со своими авторами творчески подошла к рассмотрению непреходящего влияния эстетики и образности прерафаэлитов на дальнейшие художественные поиски — от поколения, жившего между двумя мировыми войнами, до движения руралистов — поборников сельского уклада жизни — в 1970-е и вплоть до полетов современной фантазии, например, в телесериале «Игра престолов». Нетрудно увидеть, в частности, что роль женщин во всех этих процессах неуклонно возрастала. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+