18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Чисто викторианский авангард. «Братство прерафаэлитов» впервые предстает во всей красе

COURTESY ГМИИ ИМ. А.С.ПУШКИНА
COURTESY ГМИИ ИМ. А.С.ПУШКИНА

Московская выставка, которая проходит при поддержке Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» в сотрудничестве с Британским советом, несколько сокращена по отношению к «материнской» 2012 года в Лондоне.Тем не менее это шедевры Данте Габриэля Россетти, Джона Эверетта Миллеса, Эдварда Берн-Джонса и Уильяма Холмана Ханта, которые в России показывают впервые. Большей частью их владеет Галерея Тейт, а 13 декоративных предметов, знакомящих с движением «Искусства и ремесла», были изготовлены компаниями Уильяма Морриса или под его контролем: шпалера и витражи, резной буфет, образец обоев, печатная книга и вышитые ткани. Прерафаэлиты — самое известное художественное течение в Великобритании XIX века — в Москве так обильно не выставлялись. Была лишь в 2008 году в Государственной Третьяковской галерее выставка «Искусство прерафаэлитов и русская живопись», совместная с аукционным домом Christie's, показавшая 13 полотен прерафаэлитов, да и та шла только пять дней. Новая выставка — наконец-то! — заполняет этот пробел.

Единственное, что вызывает сомнение — подзаголовок «Викторианский авангард» в названии выставки. Такое определение требует существенного пересмотра самого понятия «авангард». Очевидно, что под авангардом британские кураторы понимают всего лишь революционизирующее совместное движение в искусстве. А в этом смысле и барокко можно назвать «римским авангардом». Это название, скорее, манок для привлечения масс, в России, однако, не нужный. Потому что толпа и так обеспечена.

Прерафаэлиты — это братство промежутка. Они заполняют исторический разрыв между академизмом и импрессионизмом, между реализмом и символизмом. Они писали на пленэре, они работали общинно, рисовали разноцветные тени, изображали классовое неравенство. Живописцев их круга вдохновляли самые новые и старые технологии и материалы, от сияющего золотом иконного фона у «Невесты» (1842) фон Холста до ослепительно синего кобальта в платье «Марианны» (1850–1851) Миллеса. Эти великие краски до сих пор не потускнели, и сила их воздействия не угасла. Но… обе картины слишком хорошо сбалансированы для того, чтобы их можно было назвать «авангардными». У прерафаэлитов были передовые приемы, но не было революционных работ.

Настоящими британскими революционерами были два Уильяма — Блейк и Тернер. По сравнению с пророческой мощью Блейка изысканно-эротичные библейские фантазии выглядят отступлением в сторону «изящного», все эти трехгрошовые символы рядом с мрачными загадками Блейка — шаг не вперед, а назад. Прерафаэлиты писали природу точно и деликатно, но рядом с невероятной новизной и силой тернеровских пейзажей их ландшафты выглядят всего лишь мелкими комнатными декорациями. У прерафаэлитов не было ни агрессии, ни эпатажа. Основные их темы сугубо литературны. Это слишком британское искусство, временами эксцентричное, но очень вежливое по отношению к прошлому.

Самое читаемое:
1
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
Средства на выкуп полотна музей искал около трех лет, в итоге работа была приобретена благодаря целевому пожертвованию. Имена спонсора и бывшего владельца не разглашаются, однако известно, что 40 лет назад картину предлагали Пушкинскому музею
22.02.2023
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
Взаимоотношениям между художниками и их покровителями, а также роли финансистов в создании произведений и роли искусства в укреплении социального статуса банкиров на протяжении столетий посвящена большая выставка в Милане
22.02.2023
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
7
Тихие улицы: Нью-Йорк Эдварда Хоппера
Большая выставка в Музее американского искусства Уитни пересказывает историю любви художника и города, в котором он прожил почти шесть десятилетий
21.02.2023
Тихие улицы: Нью-Йорк Эдварда Хоппера
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+