Натиа Фридлянд: «ATINATI — проект для всех, кто заинтересовался Грузией»

На медиаплатформе ATINATI, полностью посвященной богатой и разнообразной культуре Грузии, рассказывают о моде, изобразительном искусстве, архитектуре, музыке, литературе и кинематографе

Натиа Фридлянд, основатель платформы Atinati. Фото: Atinati
Натиа Фридлянд, основатель платформы Atinati.
Фото: Atinati

Гостеприимная Грузия в последние несколько десятилетий пользуется популярностью у путешественников со всего мира. Живописные горные пейзажи, аппетитные блюда и традиции щедрых застолий привлекают сюда туристов из самых разных уголков планеты. Но гораздо меньше приезжим известно о культурном наследии и истории этой прекрасной страны. Конечно, тот, кто заинтересовался Грузией, уже не спутает ее с одним из американских штатов (на английском оба именуются Georgia), но даже среди них немало тех, кто ничего не слыхал ни о легендарной царице Тамаре, ни о памятнике грузинской средневековой поэзии «Витязь в тигровой шкуре», ни о самобытном таланте живописца рубежа XIX–XX столетий Нико Пиросмани. 

Всем сердцем любящая родину своих предков Натиа Фридлянд задалась целью рассказать миру о том, что такое Грузия и грузинская культура. Так родилась идея создания благотворительного фонда и медиа­платформы ATINATI. Слово “atinati” на грузинском означает первый луч солнечного света, пронизывающий предрассветную тьму. Подобно солнцу, медиаплатформа Натии Фридлянд рассеивает тьму неведения и проливает свет на уникальную и при этом очень многообразную грузинскую культуру и искусство. Проект этот, как говорит она сама, абсолютно некоммерческий, его предназначение исключительно просветительско-благотворительное.

Платформа включает в себя разделы об изобразительном искусстве, музыке, архитектуре, театре, кино, литературе и даже моде. Будет и специальный детский раздел. Подачу решили сделать максимально универсальной и визуально понятной, поэтому главный элемент здесь — большие красочные иллюстрации, дополненные краткими, но емкими англоязычными текстами. 

Натии Фридлянд удалось собрать высокопрофессиональную команду экспертов, которые, как и она сама, загорелись желанием рассказать миру о любимой стране. Темы искусства раскрывают в своих материалах искусствоведы Хатуна Хабулиани, Ирина Попиашвили и Мзия Чихрадзе, об архитектуре рассказывают автор книги «Гостиницы Старого Тбилиси» Давид Хоштария и доктор искусствоведения Мариам Дидебулидзе, о кино рассуждает журналистка Нино Чимакадзе. Всего среди постоянных авторов ATINATI уже более 20 специалистов из разных областей знания.

Что касается содержания, то раздел об архитектуре поведает не только о древних памятниках вроде монастыря Джвари VII века или храма Светицховели XI века, но и о современных проектах, реализованных в Грузии известными архитекторами, к примеру итальянцем Массимилиано Фуксасом. Музыкальная секция показывает всю мощь Национального балета Грузии «Сухишвили», основанного в 1945 году Илико Сухишвили и Нино Рамишвили. Тут же можно узнать об одном из самых крупных регулярных культурных событий в стране — Фестивале классической музыки в Цинандали. Раздел о кино раскрывает тонкости грузинского авангардного кинематографа 1920–1930-х годов. Ну а в литературной рубрике невозможно обойтись без одного из величайших писателей не только Грузии, но и мира — Шота Руставели.

Большой знаток и любитель искусства, на своей платформе Натиа Фридлянд делает акцент именно на арт-обзоры. К тому же Грузии здесь есть чем похвастать. В тематическом разделе уже доступна большая подборка материалов о творчестве как классических, так и современных грузинских художников, а также о важных художественных проектах последних лет. Среди громких имен — Нико Пиросмани, Елена Ахвледиани, Александр Бандзеладзе, Русудан Гачечиладзе, Мераб Абрамишвили и другие.

Некоторые разделы еще ждут наполнения, но, как обещает основательница, они поддержат общее настроение платформы. К примеру, раздел Kids будет больше ориентирован на видеоформат, и скоро там появятся анимированные обучающие ролики для детей, только осваивающих грузинский язык.

Нико Пиросмани. «Рыбак в красной рубахе». 1908. Фото: Atinati
Нико Пиросмани. «Рыбак в красной рубахе». 1908.
Фото: Atinati

Почему вы решили сделать этот проект некоммерческим, ведь финансовый потенциал налицо?

Честно скажу, я об этом не думала даже. Главный движущий фактор — это желание рассказать о Грузии. Иностранцы меня часто спрашивали: «А что это за страна? Где находится? А похож ли русский язык на грузинский?» Когда возникали такие вопросы, все время хотелось создать ресурс, где человек получит максимальную информацию об этой прекрасной, пусть и маленькой, но замечательной стране с богатейшей культурой и колоритными традициями. Да, мы тратим большие средства на создание контента высочайшего качества, но, наверное, коммерциализировать это будет сложно. Конечно, если появятся желающие как-то финансово поучаствовать, я подумаю. Но пока такой задачи не стоит, для меня главное — воплотить идею в жизнь. Наша цель — качество, а не какая-то прибыль.

Мераб Абрамишвили. «Леопард». 2004. Фото: Atinati
Мераб Абрамишвили. «Леопард». 2004.
Фото: Atinati

В одном интервью вы сказали, что в рамках платформы вы планируете проводить выставки грузинских художников. Есть уже какие-то четкие планы?

Да, такие наработки имеются. В планах как соло, так и групповые выставки, совместные проекты с музейными институциями за границей. Из более определенных — у нас есть художник Тато Ахалкацишвили, которого мы активно поддерживаем и с которым у нас тесные отношения. Мы уже планируем его выставки вне Грузии. Сейчас ведутся переговоры по этому поводу, но детали пока раскрывать не буду. Я люблю сначала сделать, а уже потом рассказывать.

Тато Ахалкацишвили. Amanita muscaria («Мухомор красный»). 2017. Фото: Atinati
Тато Ахалкацишвили. Amanita muscaria («Мухомор красный»). 2017.
Фото: Atinati

Кто главный адресат ATINATI?

Вы знаете, совершенно любой человек, который на каком-то этапе своей жизни заинтересовался Грузией. Или тот, кто ищет чего-то вдохновляющего. Потому что, создавая ATINATI, мы хотели сделать такую картинку, которая будет в первую очередь вдохновлять.

Тато Ахалкацишвили. «Бархатное солнце». 2018. Фото: Atinati
Тато Ахалкацишвили. «Бархатное солнце». 2018.
Фото: Atinati

Культура Грузии невероятно самобытна и разнообразна — музыка, архитектура, искусство, мода, кухня. Для вас самой какая тема наиболее близка?

Я очень люблю Грузию, и, если честно, мне сложно выделить что-то одно. Настолько для меня это сильный симбиоз всех составляющих. Даже в нашем контенте, если вы обратите внимание, мы пытаемся сочетать одно с другим — создавать видео на разные темы в сопровождении музыкальных композиций, тщательно прорабатывая концепцию, где нужно чувствовать контекст. Поэтому мне сложно склониться в одну сторону, но все же визуальное искусство для меня очень важно и очень ценно. И ATINATI мы хотим позиционировать все-таки больше как арт-платформу, хоть рассказывать мы и будем обо всем. Но для меня очень важно открыть тех замечательных, ярких, индивидуальных художников, которыми богата Грузия, потому что их наследие важно не только для их родной страны, но и для мировой культуры в целом. Тот же Тато Ахалкацишвили. У него абсолютно универсальный художественный язык. И мне хочется, чтобы люди узнали об этом национальном богатстве Грузии как можно больше. 

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+