18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Гоген и импрессионисты: шедевры из Дании в Лондоне

№85
Материал из газеты

В Лондоне завершается мировое турне избранных работ из коллекции Оррупгор

Когда 17 марта в Великобритании ввели «локдаун», все 60 картин к выставке «Гоген и импрессионисты. Шедевры из коллекции Оррупгор» уже прибыли и были готовы к развеске. Так и не распакованные полотна отправились «в карантин» в хранилище Королевской академии художеств до сентября.

Все экспонаты приехали из одного места — датской коллекции Оррупгор. Это позволило Королевской академии легко договориться о продлении музейной аренды, что было бы гораздо сложнее, если бы речь шла об экспозиции с десятками произведений, полученных во временное пользование из разных источников.

Здание самого музея Оррупгор пока закрыто на ремонт. Лондон станет последней остановкой на пути экспозиции, которая за последние три года успела побывать в Гамбурге, Мартиньи, Оттаве, Падуе, Париже и Праге. Средства, полученные от семи площадок за временное пользование произведениями, пойдут на частичную оплату £16-миллионного расширенного и улучшенного экспозиционного пространства для французской живописи и временных выставок.

Броское название не совсем точно отражает содержание выставки. Полотен Поля Гогена всего восемь, то есть лишь немногим больше десятой части от общего числа экспонатов, и только половина остальных произведений создана импрессионистами (другая половина состоит из более ранних вещей и небольшого количества работ постимпрессионистов и модернистов).

Как нередко бывает с частными коллекциями, за Оррупгором стоят люди необычной судьбы. Ее собирали в начале ХХ века Вильгельм Хансен (1868–1936), сколотивший состояние на продаже страховок, и его жена Хенни (1870–1951). Пользуясь падением цен на искусство во время Первой мировой войны, они активно скупали его у парижских дилеров. Кроме того, Хансены построили виллу в Оррупе, северном пригороде Копенгагена (слово «гор» означает «ферма», «загородная усадьба»). В 1922 году Вильгельм потерял часть состояния и был вынужден распродать половину коллекции, но вскоре его финансовое положение поправилось, и он снова начал покупать искусство.

Развеска немного сбивает с толку, по крайней мере в том, что касается хронологии. В первом зале основное внимание уделяется импрессионизму (с ­1860-х по 1890-е годы), второй зал делает шаг назад, к более ранней живописи XIX века, а в последнем «Женщины импрессионизма» (как художницы, так и модели) соседствуют с теми самыми восемью Гогенами.

Центральный экспонат посвященного Гогену раздела — изумительный портрет Жанны Гупий (1896), девятилетней дочери (которая на картине выглядит значительно старше) французов, живших на Таити. Две работы с фигурами таитянок сопровождает теперь уже практически обязательный комментарий: «Изображения полинезийских женщин зачастую отражают его фантазии о якобы идеальном „примитивном“ обществе, которые он, вероятно, осуществлял и в сексуальных отношениях с юными полинезийскими девушками».

Как в случае практически любой частной коллекции, качество работ неровное, но подобным выставкам это только добавляет интереса. Некоторые из произведений заслуживают особого упоминания. В их числе великолепная композиция Поля Сезанна с купальщицами (около 1895). Виды Темзы на полотнах Клода Моне неизменно приводят лондонцев в восторг, так что «Мост Ватерлоо, пасмурная погода» (1903), несомненно, порадует их, даже несмотря на туман. Оценить, насколько по-разному художники изображали волны, можно благодаря подборке замечательных морских пейзажей Моне (около 1866), Гюстава Курбе (1869), Шарля-Франсуа Добиньи (1874) и Жюля Дюпре (после 1875). Выдающимися работами также представлены Камиль Писсарро, Огюст Ренуар и Альфред Сислей.

Королевская академия художеств
Гоген и импрессионисты. Шедевры из коллекции Оррупгор
До 18 октября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+