Новая премия для новых времен

Издание Russian Art Focus объявило об учреждении премии, призванной объединить Восток и Запад, поддерживая авторов выдающихся журналистских и научных публикаций о российском современном искусстве

Инна Баженова, издатель The Art Newspaper, соучредитель Russian Art Focus. Фото: RAF
Инна Баженова, издатель The Art Newspaper, соучредитель Russian Art Focus.
Фото: RAF

О запуске Russian Art Focus Prize объявили на ярмарке viennacontemporary в ходе публичной дискуссии, прошедшей в формате, который стал основой основ в эпоху COVID-19: ряд участников встретился лично в защитных масках, а остальные присутствовали виртуально по видеосвязи. Премия, учрежденная основателями Russian Art Focus Инной Баженовой (международная сеть The Art Newspaper) и Дмитрием Аксеновым (Aksenov Family Foundation), будет вручаться раз в два года во время Венецианской биеннале. Автор лучшего репортажа о российском современном искусстве на английском языке в СМИ, блоге или соцсетях получит €1,5 тыс. и приглашение на церемонию награждения в Венеции, столько же получит автор лучшей научной публикации.

«Мы надеемся, что премия Russian Art Focus сделает современное российское искусство предметом первоклассных журналистских работ и академических исследований», — сказала Инна Баженова, принимавшая участие в дискуссии, находясь в Вене. Дмитрий Аксенов, которому принадлежит ярмарка viennacontemporary, отметил, что это «серьезный и важный шаг в нашей работе, направленной на то, чтобы показать миру глубину российской культуры». Николас Ильин, член наблюдательного совета RAF и советник генерального директора Государственного Эрмитажа, подчеркнул, что «качественное освещение российского искусства на английском языке очень важно».

Дмитрий Аксенов, основатель ярмарки viennacontemporary и соучредитель RAF. Фото: RAF
Дмитрий Аксенов, основатель ярмарки viennacontemporary и соучредитель RAF.
Фото: RAF

Публичная дискуссия под названием «Новая глокализация: местные инициативы с глобальным видением» (Local Initiatives with Global Vision) была посвящена проблемам, с которыми сталкиваются культурные институции, продолжающие бороться с последствиями пандемии и строить планы на постковидное будущее.

Директор Serpentine Galleries, куратор Ханс Ульрих Обрист подробно отчитался о своей инициативе начала 2020 года, теперь кажущейся по-настоящему провидческой: он предложил резко сократить количество перелетов и вместо «культуры мероприятий» развивать «экологически ответственное кураторство». Он рассказал о любви к ночным поездам, которые предпочитает самолетам, и о своем наставнике и друге Эдуаре Глиссане (1928–2011), продвигавшем креольскую культуру острова Мартиника и «мондиальность» как модель для преодоления сегодняшнего разрыва между гомогенностью глобализации и изолированностью локализации.

«Я уверен, что Глиссан крайне прагматичен, и это позволяет нам читать его сегодня, — сказал Обрист. — Он не только размышлял обо всех этих идеях. Он был поэтом и философом и в то же время куратором и участником Сопротивления. Он открыто высказывался в поддержку независимости Мартиники от Франции и основал школу, которая ввела креольский в систему, построенную на основе французского языка. Кроме того, он разработал концепцию музея для Мартиники, устроенного „как архипелаг, показывающий не синтез, а сеть взаимоотношений“. Хотя идея Глиссана до сих пор не реализована, она может послужить фундаментом для современных отношений между локальным и глобальным».

Анна Сомерс Кокс, амбассадор бренда The Art Newspaper (TAN). Фото: RAF
Анна Сомерс Кокс, амбассадор бренда The Art Newspaper (TAN).
Фото: RAF

Амбассадор бренда The Art Newspaper (TAN) Анна Сомерс Кокс отметила, что художники, которые прежде нередко игнорировали Венецию (как город) во время биеннале, сейчас внимательнее относятся к надвигающейся на нее экологической катастрофе. «Но до тех пор, пока у вас нет возможности разделять власть с политиками, я не вижу средств по-настоящему влиять на ситуацию», — сказала она.

Генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский рассказал, как масштабы его институции, одной из крупнейших в мире, с филиалами в России и Европе, одновременно «делают нас локальными, глобальными и вторично локальными». Когда музей открывал филиал в Выборге, русские жители этого города, который раньше относился к территории Швеции, а затем Финляндии, высказывали опасения, что Эрмитаж поглотит его историческую идентичность. В то же время в Амстердаме, где «пять лет пресс-конференций ушло на то, чтобы сделать Эрмитаж-Амстердам частью амстердамской сцены», недавнее исследование посетительских предпочтений показало, что «нужно не просто продвигать Эрмитаж-Амстердам, но делать упор на уникальность и присутствие Санкт-Петербурга в Амстердаме».

Дмитрий Озерков, заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа, Инна Баженова, издатель The Art Newspaper и соучредитель Russian Art Focus, Дмитрий Аксенов, основатель ярмарки viennacontemporary и соучредитель RAF, Ник Ильин, член наблюдательного совета RAF и советник генерального директора Государственного Эрмитажа. Фото: RAF
Дмитрий Озерков, заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа, Инна Баженова, издатель The Art Newspaper и соучредитель Russian Art Focus, Дмитрий Аксенов, основатель ярмарки viennacontemporary и соучредитель RAF, Ник Ильин, член наблюдательного совета RAF и советник генерального директора Государственного Эрмитажа.
Фото: RAF

Дмитрий Аксенов экстраполировал поведение посетителей viennacontemporary в этом году на ситуацию в целом: «„Локдаун“ дал нам возможность сосредоточиться, рассмотреть разницу, и я надеюсь, что, быть может, в долгосрочной перспективе он изменит потребительское поведение и создаст более устойчивые отношения между глобальным и локальным».

Russian Art Focus

Самое читаемое:
1
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона
31.10.2022
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
2
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
3
Арт-вандализм в эпоху хайпа
Десятки нападений на картины уже совершили экоактивисты, пытаясь привлечь внимание к климатическим изменениям. Они приклеивают себя к рамам и бросают в картины еду. Чем вандализм в 2022 году отличается от «традиционного»?
31.10.2022
Арт-вандализм в эпоху хайпа
4
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
5
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
6
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
7
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+